Консерваторская «сказка»
№ 1, ноябрь 1998
Ур-ра! Свершилось! 29 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории была исполнена «Сказка о солдате» И. Ф. Стравинского, «читаемая, играемая и танцуемая». Наконец-то наши показали, на что они на самом деле способны!
Почему – наши? Да потому что они тоже учатся в Консерватории (а кто-то и не в Консерватории — даже в техническом вузе), они тоже молоды, тоже любят музыку. Но кроме того могут представить ее так, чтобы полюбили другие. Превратить то, что мы привыкли слышать в сопровождении треска фонотечного динамика в музыкально-сценическую феерию.
Произошло действительно значительное событие в столичной музыкальной жизни. Ведь после постановки в Большом театре в 1964 году музыка «Сказки» исполнялась лишь в концертах. И вновь произведение ставит не какая-нибудь знаменитость с мировым именем, а наш Коля Толоконников (он учится в Консерватории на IV курсе как теоретического и на II как симфонический дирижер). Он и «продюсер» – сам нашел всех исполнителей (музыкантов, актеров, балерину) – и режиссер, и дирижер. Собранный им инструментальный септет сыграл далеко не простое для исполнения сочинение Стравинского на высоком профессиональном уровне. Заметим, что за исключением скрипачки Елены Листратовой из Петрозаводска, все музыканты – наши, консерваторские: Алексей Богорад (кларнет, III курс МГК), Андрей Рудометкин (фагот, IV курс), Алексей Корнильев (корнет-а-пистон, I курс), Анатолий Федотов (тромбон, I курс), Николай Гаврилов (ударные, IV курс), Дмитрий Рогов (контрабас, II курс). Браво, молодые исполнители! Честь и хвала и дирижеру – ведь это его первое выступление.
Музыку «Сказки» Стравинского органично дополняет сценическое действие. И такое, которое никого из зрителей не оставит равнодушным. Сценический ряд выстроен постановщиком в соответствии с указаниями композитора (только перевод либретто Рамю – новый), и в то же время – для современного зрителя, на современном языке. Тут и Чтец в бордовом пиджаке, потягивающий пивко за пластмассовым столиком из кафешки, и сообщение о курсе доллара в книге Черта… Кроме балерины, все найденные Колей актеры – любители. Однако роли распределены так удачно, у артистов столько задора, непринужденности, неожиданных для дебютантов. Очень удачно ими схвачен элемент игры, свойственный произведениям Стравинского. А сколько режиссерских находок! Взять хотя бы сцену карточной игры Солдата и Черта, особенно эпизод, когда Солдат восклицает: «Ставлю все!!!», и из его карманов на стол обрушивается целый водопад монет, стук и звон которых заглушается еще более громким смехом публики… Или звучание скрипки Солдата в руках Черта, которое можно сравнить разве что со скрежетом ржавых шестеренок… А великолепный хореографический номер балерины и pas de deux с Солдатом, где в равной степени восхищения достойны и техника, и остроумие! (И когда это второй наш Коля – Коля Орловский, теоретик с III курса, сыгравший Солдата, научился танцевать? Да еще притворяться, что не очень выходит – маршировать, дескать, оно как-то привычней!). А музыкально-хореографический поединок Солдата и Черта, когда Солдат “жарит” на скрипке, а проигрывающий сражение Черт с поразительной пластикой стелется по полу и вертится волчком! Действительно – феерия, полная остроумия и изобретательности. Даже в финале – один за другим смолкают инструменты, и Черт под барабанный бой увлекает утратившего счастье Солдата в Преисподнюю. (Кто бы мог подумать, что нашего героя-победителя ожидает такой фатальный конец? Что это – торжество всепобеждающего зла или розыгрыш, авторский смешок в сторону легковерной публики? Или, может быть, скептическая, «Стравинская» жизненная правда?..)
На две секунды публика замирает в недоумении. И — аплодисменты, сначала неуверенные, затем все громче и веселее. Наши герои дня выходят на сцену и их жизнерадостное представление продолжается. Кажется, что игра для них – уже способ существования: вот Чтец дергает Черта за хвост, Солдат марширует и «отдает честь» аплодирующей публике… Свою значительную долю рукоплесканий получают и инструменталисты – кажется, в этот момент несколько человек одновременно пожалели, что у них нет запасных ладошек.
Просто удивительно, насколько оживленной может быть публика. Продвигаясь миллиметровыми шагами к гардеробу, все что-то горячо обсуждали, делились впечатлениями. Были и критические замечания, но – ни одной равнодушной физиономии. Так и должно быть в день праздника – праздника для всех, кто любит музыку. Спасибо за него, ребята!..
Вскоре мне представилась возможность лично поблагодарить Колю Толоконникова и побеседовать с ним о «Сказке».
Откуда же взялась сама идея поставить ее в Рахманиновском зале Московской консерватории? Событие действительно небывалое, ведь если на этой сцене когда и происходило театральное действие, то во всяком случае без участия балерины. И какая дерзость со стороны молодых исполнителей! Оказывается, замысел возник внезапно, можно сказать, по воле случая. Как три орешка, которые сами свалились Золушке на нос. Все началось с того, что Коле поручили найти инструменталистов для постановки «Сказки о солдате» совсем в другом месте, с участием настоящих актеров и запланированным выездом за рубеж. Исполнителей он нашел, прослушал, а потом подумал: почему бы самому не попробовать продирижировать и поставить «Сказку»? Ведь это единственный в своем роде музыкально-сценический замысел, который можно осуществить без привлечения профессиональных актеров. Как сам он прокомментировал, возникла идея, а потом под эту идею сложились обстоятельства.
Но представьте себе, сколько работы пришлось проделать – и организаторской, и дирижерской, и режиссерской! Хотя бы найти семерых инструменталистов и в течение двух месяцев их, вечно занятых (учеба, работа), регулярно собирать на репетиции. И не просто собирать, а добиться отличного результата. Правда, у знатоков, как всегда, находятся претензии к дирижерскому жесту, но кто бы ни отзывался о постановке, всяческие замечания следуют лишь после признания того, что музыка была сыграна хорошо. Это очень радует самого дебютанта. Он знает свои недоработки, но произошедшее событие для него важный этап на пути к дальнейшему совершенствованию. И он не собирается останавливаться на достигнутом — запланирована вторая «редакция» спектакля.
Конечно, для выступления в Консерватории замечательная музыка и ее профессиональное исполнение важнее всего. Но ведь в данном случае надо было еще продумать постановку, пройти роли с актерами-любителями и выстроить сценическую часть, гармонично дополняющую музыкальную. Режиссерскому делу Колю никто не учил, и у меня сразу возник вопрос: неужели не страшно было браться за совершенно незнакомое дело? Оказывается, нет. Кто об этом думает, когда окрыляет вдохновение, желание создавать прекрасное! А раз так, то не остановят «мелочи»: пусть приходится отвоевывать у несговорчивых диспетчерш классы для репетиций, или заниматься с исполнителями в общежитии, в электричках, на улице, заботиться о декорациях, освещении, костюмах, реквизите, добиваться разрешения на постановку у ответственного за пожарную безопасность (накануне назначенной даты спектакль чуть не сорвался именно из-за этого разрешения)…
И несмотря ни на что – свершилось. За труды ребятам досталась заслуженная награда – переполненный зал, бурные овации. Нашего маэстро очень порадовали интерес и доброжелательность публики: вообще, я чувствую себя счастливым человеком. Потому что это произошло и я в этом поучаствовал … Просто поучаствовал.
Елена Петрикова