Парадоксы современной музыки
№ 1, ноябрь 1998
Что означает само понятие «современная музыка»? Наверное, эта та любая музыка, которая создается в настоящее, современное нам время. Но что подразумеваем мы, когда слышим это словосочетание? Целую массу различных явлений. Во-первых, это вся музыка ХХ века, хотя конечно очень странно воспринимать в качестве современной музыку, написанную почти 100 лет назад. Во-вторых, под этим словосочетанием мы понимаем более узкий пласт музыки, а именно современную академическую музыку, “серьезную” музыку, противопоставляя ее развлекательной, всякой поп-, рок-, рэп-, и т. д. культуре. В-третьих, в определенном смысле это понятие относится как раз к последним, к так называемой массовой культуре, противопоставляемой «классике».
Все это правильно и каждое по-своему, но что же представляет собой наше современное музыкальное искусство в целом? Можно выделить в его недрах две кардинально противоположные ветви, это – академическое искусство и массовая культура. Но почему происходит такое разделение? Ведь человек-то един, он не разделяется на части. И музыка теперь создается в расчете на определенные сои населения? К сожалению, в настоящий момент происходит именно так, хотя очень жалко, что самый коммуникативный вид искусства становится столь однозначно разделенным на две почти совсем не взаимосвязанные части, причем каждая их них безвозвратно теряет при этом что-то очень важное.
Но ведь раньше, в прошедших столетиях этого не было! Раньше музыка не разделялась на серьезную и несерьезную. Она была едина. Еще в XIX веке самым светским развлечением было посещение оперы, а игра виртуозов завораживала публику не меньше концертных шоу современных поп-звезд. Моцарт, Шуберт и другие композиторы писали время от времени просто танцевальную музыку. А вот теперь представьте себе, что Губайдулина, Штокхаузен или Булез напишут современные дискотечные хиты… В голове не укладывается, правда? Ведь академическая музыка и масс-культура противопоставлены сейчас, в конце ХХ века во всем!
Воспринимать «серьезную» музыку без предварительной подготовки и колоссальных умственных усилии сложно даже музыкантам-профессионалам. Но ведь профессиональными узами с вязаны с музыкой далеко не многие, а по-настоящему понимают эту сложную музыку и получают от нее эстетическое наслаждение еще меньше. Получается, что современная академическая музыка резко ограничена в своей слушательской аудитории очень элитарна, что видно по полупустым залам редких концертов. А как обстоит дело на другом полюсе? Здесь в противовес усложнению в академической музыке, действуют всестороннее упрощение музыкального языка. Это искусство доступно по восприятию всем, но духовного и умственного начал за редким исключением, не несет. Эта культура базируется на колоссальных деньгах, и главным критерием здесь является не музыкальный уровень сочинения а спрос массового потребителя. В современном музыкальном искусстве, на мой взгляд, только киномузыка может претендовать на соединение принципов академической и массовой культур. Она изначально должна быть доступна любой слушательской аудитории, но в то же время ее внутреннее строение и все музыкальные компоненты находятся на высоком современном уровне развития.
Почему происходит разделение музыкального искусства, почему оно все более углубляется, к чему все это приведет? Ведь цель искусства вообще – духовное, нравственное совершенствование человека. А для этого музыку надо понимать (тогда для многих отпадает академическая музыка), и она должна нести в себе какие-то идеи (отступает масс-культура). Может быть поэтому, не находя ответы на насущные вопросы в современной музыке, взоры многих музыкантов и простых слушателей обращаются к искусству прошлых столетий, находя в нем и идеи, и чувство, и вечные истины.
Вера Серебрякова,
студентка IV курса