Bond… James Bond – Track… Soundtrack
№ 3 (110), март 2011
Есть фильмы хорошие, есть фильмы очень хорошие, а есть культовые. К последним можно отнести сагу о Джеймсе Бонде. Бондиана насчитывает 22 фильма. Первый из них, «Доктор Но», был снят в 1962 году и произвел фурор не только в США, но и во всем мире.
Сама идея снимать фильм о британском шпионе по книге бывшего сотрудника Ми-5 ломала классические каноны американского киноискусства. Тем более что делать подобное в период обостренных отношений США и СССР было достаточно провокационным решением. Но перед нами факты: за полувековую историю фильмы о красавце-супермене, любимце женщин и грозе всех мировых злодеев, практически ни разу не приводили к истощению жанра. Хотя в каждой серии есть одни и те же клише – две девушки (плохая и хорошая), словно ангел и демон, испытывающие британского агента, шикарный автомобиль, опасность мирового масштаба и конечно, песня к каждому фильму с одноименным названием.
Нельзя с полной уверенностью назвать лучшую песню к Бондиане. Альбом со стандартным для многих сборников названием «The Best Of…» включает в себя 24 трека. Первый и последний – знаменитая «James Bond Theme», написанная известным джазовым композитором и дирижером Джоном Берри. На диске два варианта «Theme» – оригинальный и ремикс, сделанный не менее талантливым музыкантом Джоном Арнольдом. Эти два трека являются некой аркой альбома. Похожий прием «репризы» есть практически в каждом сборнике песен минувших десятилетий, что подчеркивает их актуальность в современной культуре.
Диск уникален тем, что включает в себя композиции, писавшиеся на протяжении 50 лет разными людьми в разных стилях. Первая из них – «From Russia With Love», исполненная Мэттом Монро, – образец лирики, и это неудивительно: Бонд своим шармом и очарованием переманил на сторону матушки Англии русскую шпионку из КГБ. Было бы более логичным, если эту песню «Из России с любовью» исполнила бы девушка, а не джентльмен с бархатным баритоном. Например, Ширли Бесси – единственная, кому выпала честь стать «голосом» сразу трех фильмов – «Голдфингер», «Бриллианты навсегда» и «Лунный гонщик» («Goldfinger», «Diamonds Are Forever» и «Moonraker»). Однако исполнение названных песен является одним из наилучших. Конечно, записи к более поздним фильмам превосходят своих предшественников по качеству, но теряют тот шарм эпохи 60-х, в контекст которой фигура шпиона-ловеласа вписывается ярче всего.
По мнению кинокритиков, фильм «Шаровая молния» в сравнении с предыдущими сериями был проигрышным. И только саундтрек от лица исполнителя – секс-символа Тома Джонса – спас положение. Более того, сам исполнитель считал композицию «Thunderball» своим хитом на уровне «She’s The Lady» и знаменитой «Sexbomb». Трактовка песни в характерном для Тома Джонса стиле достаточно ярко отразила общее настроение Бондианы. Далее солисты идут в разбросанном порядке: наряду с Луисом Армстронгом и Полом Маккартни появляются такие исполнители, как Лулу, Рита Кулидж и Нэнси Синатра. Дочь знаменитого маэстро, любимая публикой за саундтрек к фильму «Живешь только дважды» и песню «Bang Bang», которую использовал Квентин Тарантино в «Убить Билла», так и не обогнала славу великого Фрэнка.
На диске представлены и два идола рока «Duran Duran» и «A—Ha». Их песни «A View To A Kill» и «The Living Daylights» выделяются на фоне общей лирики и безмятежности, да и мужской эстрадный тенор не лучшим образом передает характер уверенного в себе спецагента. Возможно, подобное понимание Бонда было чуждо и продюсерам. Поэтому в последующих фильмах преобладали песни в стиле Pop: Тина Тернер, Мадонна и менее известные певицы (мужской голос можно услышать только в песне Криса Конелла «You Know My Name»). Видимо, характер самого известного шпиона лучше всего передают женские песни-исповеди. Словно воспоминания о нынешних и былых подвигах Бонда – как на секретной службе Ее Величества, так и на личном фронте.
Алексей Юркин,
студент IV курса ИТФ