Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В ожидании оперы…

№ 4 (111), апрель 2011

«Опера – умирающий жанр?» – робко спросил кто-то… О, ужас! Ведь именно под таким заголовком вышла 4 февраля 2011 года одна из отечественных телепрограмм «Пресс-клуб – XXI» на канале «Культура». Подумать только! В стране величайших оперных композиторов мира Чайковского, Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова – возник столь возмутительный вопрос! Что случилось? Как ТАКОЕ могло произойти?

Герои программы, известные и весьма уважаемые люди отечественной культуры, бросали множество реплик, пытаясь оправдать странное положение нашего музыкального театра. Причины искали во всем. Кто-то связывал это с плохим качеством сочиняемой музыки и даже с нежеланием композиторов писать оперы. Кто-то находил объяснение в плохих режиссерах, которые исковеркали театр и покусились на классику ради популярности. А кто-то считал, что дело в плохих исполнителях, которых даже предлагали заменить на эстрадных звезд, раз те имеют больший успех. Еще говорили, что виноваты наши слушатели, которые уже не хотят опер и не имеют желания прикасаться к прекрасному, что не хватает верной политики, просвещения, поддержки искусства и культурной пропаганды, в том числе со стороны СМИ. Хотя были и такие, которые утверждали, что все хорошо и все как надо.

Говорили-говорили… и договорились. Большинство участников программы вынуждено было констатировать смерть оперы! К сожалению, ключевыми в программе стали слова известного телеведущего Артема Варгафтика: «…умерла, и пусть земля ей будет пухом»… Так неужели опере пришел конец?! Неужели действительно так все безнадежно? Попробуем разобраться. Начнем, как говорится, с головы, а именно с того, что нужно для жизни оперы.

Композиторы у нас в стране имеются и даже в избытке. Ежегодно только Московская консерватория выпускает более 10 человек. Аналогично обстоит дело и с другими ресурсами: есть и исполнители, и режиссеры, и площадки. И слушатели тоже есть. И даже оперы есть! Так в чем же проблема?

В эфире упомянутой передачи было сказано, что СМИ совсем не пропагандируют оперу. Но было бы что пропагандировать! Рассказывать о том, что в сотый раз поставили «Кармен» Бизе уже неинтересно, даже если исполнение хорошее или же постановка скандальная. Классическая музыка как что-то устаревшее стала коммерчески не выгодна в эфире (как, впрочем, и старая эстрада, и джаз!), а государство не может или не хочет брать на себя ответственность за культурный уровень общества. А новые оперы? Чудом в эфир центральных телеканалов как-то попал сюжет о «Детях Розенталя» Десятникова, да и то без скандалов не обошлось. Такое смогло бы привлечь только самых рисковых и фанатично любознательных. Значит, дело не в пропаганде.

Виноваты режиссеры? Нет, они работают с тем, что имеют, и в тех условиях, которые есть. Всем понятно, что в области современной эстрады нет проблем ни со спросом, ни с предложением, что это искусство доступно всем. Естественно, глядя на это, режиссеры и руководители театров не могли не отреагировать и начали привлекать к себе внимание абсурдными постановками. И вот теперь и классические оперы, и современные произведения обросли элементами шоу и эпатажа. Но, к сожалению, постановщики не понимают, что чем больше будут стараться этой ересью привлечь публику, тем меньше народ будет ходить в театр.

Опера – это традиция, которая не терпит издевательств. Традицию можно дополнять, усложнять, но не коверкать. Опера – прежде всего то, на что ходили наши родители, что сохранилось в их сердцах. Чаще всего, посещая оперу, человек хочет видеть, что ценили поколения, а не совсем иное под тем же названием. И неужели после этого в гибели оперы виноваты исполнители, которые выступают подчас за гроши и из кожи вон лезут, чтобы хотя бы себя показать с наилучшей стороны?

А как дело обстоит с новыми произведениями? Из всего прозвучавшего в передаче ясно следующее: слушатели все-таки готовы слушать новые оперы, но они не находят, что слушать. Интересуясь оперными новинками, человек обычно руководствуется сведениями, которые у него ассоциируются с положительными впечатлениями. Такими сведениями могут быть имена авторов, исполнителей, режиссеров и, отчасти, название самого театра. Главнейшим из них является, конечно же, автор.

Но кого мы знаем из современных композиторов? Кто привлекателен? Когда-то были Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов, но они, как известно, во второй половине XX века опер не писали. В эти годы признание смог получить только Щедрин, известный в том числе и своими операми. Но сейчас не осталось авторитетных композиторов, каждое произведение которых вызывало бы интерес, как это бывало еще 50 лет назад. Внимание теперь захватили мюзиклы и музыка к кино. Выходит, что основная причина упадка оперного театра связана с композиторами?..

Как бы ни хотелось стимулировать появление новых произведений, в частности оперы, всегда найдутся препятствия. Композитор напишет – театр может отказать в постановке. Театр закажет – композитор не готов сочинить, у него много своих дел и идей. А если и сочинит, то нет гарантий, что на премьере зал будет заполнен, не говоря уже о повторных показах. Театр не хочет работать в убыток. Но ведь композиторы потратили много лет на то, чтобы получить профессию!

К сожалению, в нынешних условиях, где основная часть людей занята чисто бытовыми проблемами, ничего яркого от творческих людей ждать не приходится. Кого интересует, радостно человеку или грустно, когда важно, чтобы он выполнял свои рутинные обязанности? Какое дело до исторических событий, когда надо зарабатывать деньги? Таким образом, нет ни сюжетов, ни искренней музыки. Что и говорить, кризис искусства, переходный период…

Камни этого кризиса закладывались давно. Еще на рубеже XIX-XX веков человек начал замыкаться на повседневных проблемах, а интерес к личности стал пропадать. Время урбанизма, конструктивизма, абстракционизма заставило заявить о себе авангард. В этих условиях опера, естественно, потеряла былую привлекательность. В нашей же стране при тоталитарном правлении условия для оперы были еще более сложными. По большей части дорогу на сцену получали произведения крайне идеологизированные или откровенно неинтересные. Так, не считая нескольких выдающихся работ, заглохла и традиция, и наша оперная школа. Теперь вместо оперы мы имеем лишь экспериментальный авангард и поп-музыку.

Что же, будем надеяться на лучшие времена и ждать, когда композиторы вновь будут выпускаться с оперой и удостаиваться на экзамене оценки «пять с четырьмя плюсами».

Ярослав Станишевский,
студент III курса ИТФ

«Дети Розенталя»
Алекс Розенталь – Вадим Лынковский
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

Поделиться ссылкой: