В копилку органистам
№ 4 (111), апрель 2011
Имя Перси Уитлока (1903–1946) в России, к сожалению, почти не известно. Он был блестящим органистом-виртуозом, композитором, создавшим произведения разных жанров светской и духовной музыки. Не удивительно, что особой популярностью стали пользоваться, в первую очередь, его сольные органные сочинения, которые прочно вошли в репертуар английских исполнителей.
Перси Уитлок родился в городе Чатем в семье музыкантов. Первые сочинения были написаны им уже в возрасте 7 лет, а с 13 лет, благодаря незаурядным способностям в игре на органе, он заменял главного органиста собора. После окончания Кафедральной хоровой школы Рочестерского собора Уитлок продолжил свое образование: в Королевском колледже музыки в Лондоне (1920–1924) учителями по композиции и органу были Ральф Вогуэ Вильямс и Генри Лей, которые всячески способствовали раскрытию таланта молодого музыканта. В результате активной концертной и композиторской деятельности имя Перси Уитлока получило широкую известность в стране – появились многочисленные записи на радио BBC, а с 1927 года Oxford University Music Department начал публиковать его органные сочинения. Но в 1928 году здоровье музыканта резко пошатнулось, и в мае 1946 года, в возрасте 43 лет, он умер от туберкулеза…
Композитор Перси Уитлок был весьма незаурядной и привлекательной личностью: по словам современников, его искренность и великодушие, мужественность и энтузиазм, остроумие и юмор вызывали чувство восторга у всех, кто когда-либо с ним общался. Эту необычайную притягательность мы можем почувствовать и в его творчестве. Да, Уитлок не был автором собственной теории «новой» музыки в отличие, скажем, от Дюпре или Мессиана, однако он достиг идеального сочетания позднеромантического и неокласического стилей. Своеобразие гармонического языка, очаровательный мелодизм, необычные повороты фраз и естественность развития музыкального изложения достигаются минимальными, лаконичными средствами, которые указывают на творческую зрелость автора. Неповторимый стиль Перси Уитлока обращен к сердцам своих слушателей, и будем надеяться на то, что его музыка станет не менее популярной и в России, обогатив концертный репертуар органистов.
Татьяна Пыжова,
аспирантка ФФ