Состязание или бизнес?
№ 5 (76), май 2007
Всё, что происходит в современной российской системе музыкальных конкурсов, схоже с общемировыми тенденциями. В целом, в мире намечается девальвация значения слова «конкурс».
Количество состязаний неуклонно растет, порождая среди конкурсантов и организаторов неопределенность. Теперь практически в любой французской или итальянской деревушке проходят конкурсы, которые дают победителю одну и ту же приписку в афише – «лауреат международного конкурса». Растет количество лауреатов премий, а в туристическом бизнесе появился стабильный творческий контингент, который постоянно ездит на конкурсы.
В связи с этим я вижу три острейшие «конкурсные» проблемы. Первая – падение качественного уровня. Вместо того чтобы углубляться в музыку, в ее содержание, работать над «техникой», конкурсанты проводят время в самолетах, гостиницах, ездят на конкурсы, чтобы зарабатывать деньги, но не занимаются должное количество времени настоящим искусством.
Ко второй проблеме отношу ажиотаж стремления к победе, который во многом культивируют непосредственно преподаватели. И все просто: победа какого-нибудь студента или ученика дает преподавателю полное право повысить ставку за частный урок. А этим процессом никто не может ни руководить, ни как-то его контролировать.
И последняя актуальная проблема – бурный расцвет конкурсной «мафии». Многие «маститые музыканты» практически целый год разъезжают по миру в качестве членов жюри. И, вступив в сговор, «дарят» ученикам друг друга лауреатские звания. Соответственно, исчезает объективность жюри. Даже если организаторы конкурса ставят обязательным условием – «ученики членов жюри не имеют право выступать на конкурсе», то нет никаких гарантий, что тот или иной студент не занимается с членом жюри частным образом.
Но, несмотря на нередкую ангажированность жюри, падение качественного уровня конкурсантов, излишний преподавательский ажиотаж, победа на солидном конкурсе является важным этапом в биографии музыканта и дает ему «дорогу в жизнь». И во многом ответственность за качественное проведение состязания лежит именно на организаторах.
Остается чуть больше месяца до XIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского. Чем он станет – творческим состязанием или очередным бизнес-проектом в области культуры?
Павел Тарасов,
студент III курса