Одни только ритмы
№ 3 (74), март 2007
«Марк Пекарский представляет… Музыка для ударных». Именно такое название объединяет в цикл четыре концерта знаменитого маэстро и его учеников. По тематике они словно акцентируют «крайние хронологические точки» в репертуаре ансамбля – «классика ансамбля» (Шуберт, Боккерини) с одной стороны и «Дармштадский сборник» с другой.
21 декабря в Рахманиновском зале состоялся второй концерт цикла – «Посвящение Варезу». Эдгар Варез, одна из знаковых фигур в музыке ХХ века, как будто предстал перед слушателями в окружении своих современников и единомышленников – единственного ученика Андре Жоливе, Генри Кауэлла и ученика последнего – Джона Кейджа. Из сочинений самого Вареза прозвучала, пожалуй, самая известная его композиция – «Ионизация». Процесс ионизации пространства начался уже в первом номере программы и завершился в самом конце второго отделения – на сей раз во второй своей версии. Кроме того, помимо группы ударных инструментов, на сцене появился другой персонаж – флейта, один из любимых инструментов Вареза. В замечательном исполнении Ивана Бушуева прозвучала «Плотность 21,25» Вареза для флейты соло и концертная сюита Жоливе для флейты и ударных.
В одной из рецензий на концертные выступления ансамбля Пекарского было замечено: «Вы думали, что существуют четыре элемента музыки, не так ли? Мелодия, гармония, ритм и тембр? Неверно! Их пять, что наглядно доказал Марк Пекарский… Добавьте театр!». Нынешний концерт явился лишним подтверждением того, что каждое выступление ансамбля – это своеобразное театральное действо, со своей особой атмосферой. Такую музыку просто противопоказано слушать в записи – здесь необходимо сочетание видео- и аудиорядов. Плюс эффект присутствия. Только тогда может быть понята и прочувствована специфическая атмосфера ритмически организованного движения, возможная, вероятно, только на концертах ударных инструментов. И только в том блестящем исполнении, на которое способен ансамбль Марка Пекарского!
Анна Юркова,
студентка IV курса