Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Этот божественный орган

№ 6 (113), сентябрь 2011

Живую органную музыку в России можно услышать значительно реже, чем, к примеру, в Западной Европе или в Америке. Там орган есть практически в каждой церкви – даже самой маленькой, провинциальной… Но особенно большая радость для нас, когда приезжают исполнители из других стран: мы обмениваемся опытом, знакомимся с иной манерой исполнения, с творчеством композиторов, которые мало известны в нашей стране. Именно таким запомнился концерт органной музыки в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия с участием профессора Мартина Зандера. Звучала музыка И. С. Баха, Р. Шумана и М. Регера, а также Ф. Ю. Вольфрума.

Мартин Зандер – профессор Высшей школы церковной музыки в Хайдельберге (Германия) и Высшей школы музыки в Базеле (Швейцария), преподаватель органа в Высшей школе музыки во Франкфурте-на-Майне. Он регулярно проводит органные мастер-классы в различных странах мира, является членом жюри международных органных конкурсов и фестивалей, ведет активную исполнительскую деятельность, осуществляет многочисленные записи. Многие компакт-диски Зандера были отмечены премиями музыкальной критики. Среди его учеников – многочисленные лауреаты международных конкурсов.

Концерт в соборе всегда проникнут особой атмосферой. Чувствуется запах фимиама, еще витающего в воздухе после вечерней мессы, теплятся свечи, царят полумрак и благоговейная тишина. Часто можно увидеть молящихся… Так было и перед концертом Мартина Зандера: несмотря на то что зал был переполнен, было достаточно тихо – атмосфера церкви не располагает к громким разговорам. В кафедральном соборе концерты всегда начинаются со слов: «Слава Иисусу Христу!». Они имеют огромное значение: это своего рода благословение и события, и самого исполнителя, и слушателей. И вот полились божественные звуки органа…

Особое место заняло исполнение Первой органной сонаты Филиппа Юлиуса Вольфрума (1854–1919), имя которого в Москве до этого было практически неизвестно. Благодаря профессору для нас открылась неизведанная область музыкальной сокровищницы позднего романтизма. Немецкий композитор и органист, пианист и дирижер Ф. Ю. Вольфрум посвятил свою жизнь не только исполнительской, но и просветительской деятельности. Он является автором научно-исследовательских работ и основателем Хайдельбергского баховского хора. Его вклад в мировое музыкальное наследие не может остаться незамеченным. Кстати, при жизни Вольфрум пользовался признанием и уважением в музыкальных кругах Германии. Ведь недаром в Бамбергской ежедневной газете, в рецензии на концерт 27 декабря 1881 года, его назвали «душой нашей музыкальной жизни».

После концерта Мартин Зандер в частной беседе выразил сожаление по поводу того, что произведения Вольфрума исполняются достаточно редко даже в Германии. Он старается всегда включать их в программы своих концертов, чтобы воздать должное имени великого органиста и композитора. К счастью, в этом стремлении он не одинок: в Хайдельберге регулярно проводится конкурс органистов, посвященный музыке композиторов-романтиков, и М. Зандер является его художественным руководителем.

Игру органиста всегда отличают глубина и внутренняя уравновешенность, ярко выраженное чувство прекрасного и изумительная регистровка. Особенно хороша в его исполнении музыка композиторов-романтиков. Концерт имел большой успех. Слушатели сидели затаив дыхание. После последнего произведения аплодисменты не смолкали еще долго, многие аплодировали профессору стоя… Можно не сомневаться, что этот вечер оставил глубокий след в сердцах слушателей. Особое значение он имел для практикующих музыкантов-органистов. Когда ты слышишь прекрасную игру настоящего мастера, в душе пробуждаются творческие импульсы и тебе самому хочется творить, вдохнуть жизнь в этот божественный инструмент, имя которому – орган…

Ирина Шашкова-Петерсон,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: