Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Первейший музыкант

№ 7 (114), октябрь 2011

Всегда проникаюсь безмерным уважением к тем смельчакам, которые дерзают покорить орган – «короля музыкальных инструментов». Как ни странно, в наши дни их огромное количество. И это не только студенты фортепианных факультетов. Орган магически притягивает к себе музыкантов разных специальностей. Вспомним, что Кристиан Даниэль Шубарт называл орган первейшим инструментом, обращение с которым исключительно трудно и требует интеллектуального и физического совершенства, а органиста – первейшим музыкантом. Но всем ли удается стать таковым?

Органист Гарри Еприкян считает, что орган либо «сдается» сразу, либо «бороться» с ним будешь все время. Говоря проще, как и скрипачами, настоящими органистами рождаются. (Впрочем, это утверждение можно отнести и к любым другим музыкальным специальностям!) Орган – это не тот инструмент, на котором начинают играть в раннем детстве, поэтому пути к нему у всех исполнителей разные.

Гарри Еприкян – в прошлом выпускник нашей alma mater, закончивший консерваторию по двум специальностям (фортепиано и орган), а в настоящем один из тех «первейших музыкантов», чье имя можно часто увидеть не только на московских афишах.

В первый раз он обратился к органу в музыкальном училище. Интерес к нему возник, возможно, как своего рода запасной «профессиональный» вариант. Хотя стремление к этому сакральному инструменту было обусловлено и более глубокими причинами: прадед Гарри был священником армянской церкви. Увлечение быстро переросло в нечто большее, и уже Мерзляковское училище он заканчивает с двумя красными дипломами: пианиста и органиста.

Гарри получил высший балл при поступлении в РАМ имени Гнесиных на органный факультет, однако предпочел фортепианный факультет (класс проф. И. В. Осиповой) Московской консерватории, который давал возможность продолжать занятия и по органу (класс проф. Н. Н. Гуреевой). Но окончательный выбор в пользу органа состоялся уже в аспирантуре.

Профессиональная сторона жизни Г. Еприкяна вызывает огромное уважение. Ведь всего, чего он добился в своей жизни – он добился сам, благодаря своей потрясающей работоспособности. Гарри является дипломантом I и II Московских международных органных фестивалей (2001, 2002), а также дипломантом фестиваля органной импровизации в Ингольштадте (Германия, 2002). В среднем он играет 10-15 сольных концертов в год. Диапазон его исполнительского репертуара чрезвычайно широк: от популярной музыки старинных мастеров до совсем свежих опусов современных молодых композиторов. Программы его концертов всегда очень продуманны: серьезные возвышенные произведения сочетаются с популярными и легкими для восприятия, что помогает слушателю не растерять внимание, не устать от насыщенного звучания этого грандиозного инструмента.

Гарри Еприкян очень обаятельный человек с отличным чувством юмора. «Чтобы орган зазвучал, – говорит он, – нужно расслабиться и получать удовольствие!» И действительно, порой бывает очень тяжело слушать орган именно по этой причине, когда буквально в каждом звуке чувствуешь громадное физическое напряжение исполнителя. А игра Гарри отличается чистым, ясным, энергичным и насыщенным звуком, необычайной свободой и легкостью. Вспомним, что «настоящими органистами рождаются»! По-моему, здесь именно такой случай.

Наталья Сторчак,
студентка
IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: