В смешении культур
№ 7 (114), октябрь 2011
Интересно, куда приводит судьба современных отечественных композиторов? Как изменяется их жизнь после обучения в alma mater? Связана ли она с музыкой или нет? Каково их место в современном обществе, каков их голос в музыкальном мире? – вот вопросы, на которые хотелось бы найти ответ.
Многие уезжают за границу. Среди них и Елена Соколовская. Она – член Союза композиторов России, Германии и Израиля, ее сочинения звучат в концертных залах разных стран, включая, конечно, Израиль, где она сейчас живет. Ее творчеству посвящены статьи и исследования, она является лауреатом международных конкурсов, в ее активе много премий, в том числе премия премьер-министра Израиля, которая ежегодно вручается лучшим композиторам страны.
Е. Соколовская принадлежит к четвертому поколению в семье Бекман-Щербины. Закончив Московскую консерваторию (1994) у проф. А. И. Пирумова, где также консультировалась у проф. Э. В. Денисова, затем прошла стажировку у проф. Х. П. Дитриха в консерватории им. Ганса Эйслера в Берлине, а позднее у проф. М. Копытмана в Академии им. Рубина в Иерусалиме. Она с легкостью работает как в камерной музыке, так и в полномасштабных симфонических и кантатно-ораториальных жанрах. Почти все издания отмечают новизну, своеобразие стиля. Но и некоторую эклектичность: впитав глубокие русские традиции и опираясь на классико-романтическую основу, композитор сегодня погружена в новый музыкальный мир.
Мне довелось услышать несколько ее сочинений – оркестровое «Kaha ze!» («Это так!»), посвященное трагическим событиям 11 сентября 2001 года, несколько камерных сочинений, а также удивительный «Рок-н-ролл кузнечиков»… Эти произведения привели меня в полный восторг! Каждое из них по-своему оригинально, но все они, как мне кажется, обладают главной чертой – «зримой» музыкальной выразительностью, когда можно не только воспринять, но и как бы увидеть образ. Ярким, оригинальным показался и концерт для сопрано, скрипки и валторны «Мир многоликий». Это сочинение – олицетворение мира во всем многообразии музыкальных красок. Мы можем встретить здесь как аллюзии на григорианский хорал, ритмы блюза и джаза, так и колоритную музыку восточных стран. В одном сочинении происходит своего рода смешение стилей, культур, направлений – это и есть попытка объединить музыку всего мира, показать его со всех сторон, ведь он действительно многолик!
Удивительно, но о Елене Соколовской знают не многие. Имя композитора возникает в основном лишь на страницах зарубежных газет, а в русской печати появляется редко. Вот что написало о молодом авторе израильское издание после вручения ей премии: «Елена Соколовская сумела соединить богатство музыкальной культуры, на которой она выросла, с современными стилями и звучаниями инструментов, достигнув в своих произведениях лиричности, равновесия и сдержанности. Ей присуще соединение стилей: камерная музыка и вокальное исполнение, порой неожиданное, но совершенное с точки зрения профессионализма». И я искренне надеюсь на то, что сочинения молодого композитора в самое ближайшее время найдут свой путь к сердцам ее соотечественников.
Полина Харитонова,
студентка IV курса ИТФ