Королевский концерт
№ 8 (115), ноябрь 2011
В начале октября в Крокус Сити Холл прошел концерт Лондонского королевского филармонического симфонического оркестра c программой Symphonic QUEEN. Звучали шедевры популярной британской рок-группы «Queen» в симфонической обработке. Под управлением Мэтью Фримана были исполнены почти все известные хиты – «We Will Rock You», «Bohemian Rhapsody», «We Are the Champions» и многие другие.
Практика переложения популярных песен для этого коллектива не нова ‑ тем же составом ими исполняются, например, композиции группы «AВВА». И на этот раз, благодаря блеску новых красок и обогащению необычными тембрами, звучание знаменитых хитов в оркестровом изложении приобрело совсем иное качество.
Конечно, концерт был ориентирован на поклонников группы «Queen». Поэтому музыканты и дирижер, как могли, веселили публику, привлекая ее к участию в шоу. Чаще всего зрители, узнав ту или иную песню по первым звукам, начинали аплодировать и свистеть от восторга. Однако далеко не все было так легко узнаваемо.
Многие действительно известные хиты, как, например, «Bohemian Rhapsody», немного «пострадали» из-за не слишком удачной инструментовки: в тех фрагментах, где тема должна звучать ярко, мелодия либо была поручена тихому инструменту (флейте, кларнету), либо просто не качественно исполнена. Это также можно объяснить не вполне добротной работой звукорежиссера, поскольку многие композиции были заглушены басовыми инструментами.
Не стоит забывать и о вокальной природе инструментальных обработок ‑ не все песни могут звучать так же хорошо, как в оригинале. Вероятно, это отразилось и на выборе репертуара – видимо, по этой причине так и не прозвучал долгожданный «The Show Must Go On»…
Классический оркестр, безусловно, получал огромное наслаждение от исполнения популярной музыки. Вполне оправданно выглядел его состав, где, кроме основных инструментов и усиленной партии контрабаса, были привлечены электрогитара, синтезатор и ударная установка. Особую роль играл ансамбль вокалистов, который, одновременно, выполнял тембральную функцию и, как носитель вокального начала, участвовал в припевах.
Очень интересно было не только слушать, но и смотреть на происходящее на сцене, поскольку и сам дирижер, и оркестранты «зажигали», создавая красочно-энергетическое действо. Дирижер, как танцор диско, на протяжении всего концерта «пританцовывал» за своим пультом, а его подопечные, не занятые в той или иной композиции, вставали со своих мест, прихлопывали и притопывали, жестами призывая присоединиться к ним весь зал. Например, в песне «We Will Rock You» дирижер, положив свою палочку, повернулся к зрителям лицом и стал выбивать знаменитый ритм ногами и руками, приводя всех в полный восторг. Запомнилось, как в один момент слушатели, не сговариваясь, озарили огромное темное пространство сотнями светящихся огоньков от фотоаппаратов и сотовых телефонов. Это, в свою очередь, восхитило музыкантов.
Концерт прошел по-королевски. Все присутствующие словно слились в едином «творческом процессе», и казалось, что где-то рядом с ними действительно была группа «Queen» с ее неподражаемым Фредди Меркьюри.
Полина Харитонова,
студентка IV курса ИТФ