Маска, мы тебя знаем?
№ 5 (27), май 2001
Москва весенняя и Москва театральная в нашем сознании уже почти синонимы. Здесь и давняя традиция репертуарных театров к концу сезона выпускать особо значимые новые спектакли (к примеру, Ю.Любимов на Таганке только что отдал на суд зрителя «Театральный роман» Булгакова, в Большом на подходе «Игрок» Прокофьева), и традиция достаточно молодая — крупные театральные форумы международного значения с приездом в нашу столицу многочисленных театральных трупп.
Уже несколько недель в Москве идет Всемирная Театральная олимпиада. Современный театральный процесс раскрывается на ней крупным планом, позволяя наблюдать различные направления, непредсказуемые новаторские искания и экспериментальные режиссерские решения. В течение двух месяцев Москве и москвичам предоставлена счастливая возможность прикоснуться к творчеству многих корифеев мирового Театра, присутствовать на выдающихся премьерах (кстати, обе ранее названные премьеры — составляющая часть Олимпиады). А начался этот международный форум практически впритык к всероссийскому фестивалю и соревнованию за национальную театральную премию «Золотая маска», спектакли которого почти месяц будоражили умы столичных театралов и гостей, включая и наших молодых журналистов-студентов.
И все это сегодня имеет уже самое непосредственное отношение к театру музыкальному, причем не только балетному, склонному в XX веке к прорывам в неизведанное, но и оперному, наиболее консервативному по своей сути (как представлялось всегда). Ветер перемен ворвался и на оперную сцену. И коснулся он не только режиссерских прочтений на поле театральной условности, но и…сюжетных основ, смещая персонажей во времени и пространстве. Из пяти классических оперных шедевров, представленных на «Маске» этого года, «осовременивание» происходящего коснулось трех, это — «Дон Жуан» Моцарта (Мариинский театр), «Пиковая дама» («Санкт-Петербургъ Опера») и «Евгений Онегин» (Саратовский театр) Чайковского. «Золото Рейна» Вагнера (Мариинский театр) в силу изначальной условности открывает, как представляется, путь любому решению (к сожалению, каково оно — узнать не удалось). А вот в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в «Геликоне» очень точно соединились дух и буква выдающей оперы современности (ее и выбрала «Маска» как лучший оперный спектакль по ряду номинаций). Что нас ждет впереди?.. Очень интересно.
Профессор Т. А. Курышева,
художественный руководитель «Трибуны»