Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«…с Евангелием в руке»

№ 1 (90), январь 2009

25 ноября зал библиотеки-читальни им. Тургенева наполнили поклонники таланта Марии Вениаминовны Юдиной, желающие вспомнить пианистку. По инициативе А.М.Кузнецова в библиотеке был организован вечер памяти Юдиной. А тремя днями ранее, 22 ноября, аналогичный вечер состоялся в Киеве. Инициирован он был И.Блажковым – известным дирижером и корреспондентом Юдиной.

ЮдинаМария Вениаминовна Юдина – пианистка, органистка, педагог, лектор, человек широчайшего интеллекта и души… Осмелюсь предположить, что фигура такого масштаба могла появиться только в России и, как это ни странно сознавать, именно в то переломное время. Когда все вокруг полнилось страхами, лишениями, абсурдом, которые нам сейчас и представить невозможно, личность и деятельность Марии Вениаминовны, ореол любви, излучаемый ею, буквально наполняли смыслом существование окружающих. Она всегда готова была оказать дружескую поддержку, в том числе и материальную (некоторые, в конце концов, переставали одалживать Юдиной, зная, что она никогда не просит для себя, но всегда для других!). В этом можно видеть и отражение христианской позиции Юдиной. Ее служение Музыке и Господу проистекали из одного источника, не случайно Мария Вениаминовна любила повторять: «Я единственная, кто работает с Евангелием в руке». Она же была проводником сочинений русских и западных композиторов-авангардистов, играя роль музыканта-просветителя. За это Юдина и поплатилась пятилетним отлучением от сцены, изгнанием из Гнесинского института с формальной отговоркой «в связи с переходом на пенсию». Только в 1966 году Мария Вениаминовна вновь вышла на «большую» сцену. Педагоги Московской консерватории во главе с В.В.Горностаевой организовали цикл лекций «Романтизм – истоки и параллели», в котором Юдина выступила в качестве исполнителя и лектора.
Организатор вечера – А.М.Кузнецов – уже несколько десятилетий работает над литературным наследием Юдиной. Его подвижническая деятельность началась составлением самого первого сборника памяти Юдиной, выпущенного в 1978 году, и продолжается в наши дни проектом 6-томного собрания писем. К настоящему моменту издательством «Росспэн» выпущены три тома писем, 4-й и 5-й находятся в печати, над заключительным томом работа продолжается. Эпистолярное наследие пианистки настолько значительно (более двух тысяч писем) и содержательно, что Мария Вениаминовна сама хотела его опубликовать, но при ее жизни это было совершенно исключено. Из последних изданий, посвященных пианистке, назову также сборник «Вспоминая Юдину» (М.: «Классика-XXI», 2008), в основу которого легли воспоминания учеников пианистки, членов ее семьи и многих-многих других…

В вечере памяти Юдиной принимал участие пианист Иван Соколов. Для своего выступления он выбрал сочинения из репертуара Марии Вениаминовны. И выбор этот сполна отражал вселенную Юдиной-пианистки: прозвучали сочинения Баха, II часть из Сонаты Шуберта B-dur, «Мимолетности» Прокофьева и три пьесы из цикла Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». К счастью, вся музыка, исполненная тем вечером, в свое время была записана Марией Вениаминовной. Исполнение Соколова ни в коей мере не было подражанием известным записям. Прелюдии и фуги Баха, соната Шуберта были наполнены подлинным драматизмом, «Мимолетности» прозвучали необычайно тонко, буквально рождались на наших глазах. Но, пожалуй, самое яркое впечатление оставило исполнение трех «Взглядов» Мессиана, которое символично в контексте всей творческой деятельности Марии Вениаминовны, ведь именно она первой в Советском Союзе получила ноты цикла Мессиана и прокладывала ему путь на концертную эстраду.
На вечере прозвучала запись II и III части из Концерта № 23 Моцарта в исполнении Юдиной. Запись эта овеяна легендами: якобы Сталин, услышав по радио 23-й концерт, велел прислать ему пластинку с записью. Однако прозвучавшее было радийной трансляцией, о чем вождю сказать не посмели. Среди ночи вызвали пианистку, оркестр, и к утру пластинка была готова. В знак признательности за удивительное исполнение Сталин велел послать пианистке большую сумму денег. На это Юдина с благодарностью ответила, что деньги она пожертвует церкви и будет молиться, чтобы Господь простил тому все прегрешения. В сходном ключе Кузнецов прокомментировал исполнение концерта. В знаменитом Adagio II части он услышал тоску «заключенных в лагерях», а в оживленном финале – «радость по возвращении, реабилитацию за много лет».
В наступившем 2009 году грядет 110-летие со дня рождения Марии Вениаминовны Юдиной. Надеюсь, в консерватории это событие не пройдет бесследно. И мы, в свою очередь, отдадим дань памяти крупнейшей пианистке и музыканту ХХ века.

Софья Гандилян,
студентка V курса ИТФ

Поделиться ссылкой: