К нам идет ревизор
№ 2 (82), февраль 2008
21 декабря в Московском Камерном театре под руководством Б.А.Покровского состоялась премьера оперы «Ревизор». Спектакль по мотивам бессмертного произведения дополнил список гоголевских оперных постановок театра, среди которых «Женитьбы» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Нос» и «Игроки» Шостаковича, «Коляска» и «Шинель» Холминова.
Бурными аплодисментами зал встретил создателей «Ревизора» – композитора Владимира Дашкевича и поэта Юлия Кима. Заказчик оперы – знаменитый Б.А.Покровский – предварил спектакль трогательным обращением к зрителям: «Спасибо большое, что Вы пришли в наш маленький театр, чтобы послушать нашу маленькую оперу. Эта работа для нас очень важна, не только потому что она написана знаменитым автором. Я уверен, что этот автор привлечет к себе внимание молодежи и стариков, даже таких стариков, каким стал я».
Произведения Дашкевича и Кима у всех на слуху. Среди их совместных работ – музыка к фильмам «Клоп», «Бумбараш», «Короли и капуста». Кроме того, композитор музыкально озвучил «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Собачье сердце», в общей сложности написав музыку к 80 спектаклям и более чем 150 кинофильмам. В арсенале Кима – песни к 50 фильмам и 40 спектаклям и другие работы.
Либретто «Ревизора» написано обоими авторами. Текст значительно переработан, комизм отодвинут на второй план, усилена лирическая линия. В результате оказываются равноправными, с одной стороны, высмеивание чиновнических пороков, с другой – любовная интрига между Хлестаковым и дочерью городничего Марьей Антоновной.
Жанр оперы близок мюзиклу. Это музыкально-сценическое представление, где используются разнообразные приемы эстрадной и бытовой музыки (например, популярные в эпоху Гоголя танцы, марш), песенная, легко запоминающаяся мелодика. Но все это исполняют певцы с поставленными оперными голосами и оркестр классического парного состава.
Для каждого персонажа композитор находит индивидуальные выразительные средства. Например, партия влюбленной в Хлестакова Марьи Антоновны сладостная, распевная, даже с блюзовым оттенком. Ее мать Анна Андреевна характеризуется страстной музыкой в жанре танго. В мелодиях Осипа (слуги Хлестакова) слышны интонации русской песни.
В опере Дашкевича – Кима есть еще один персонаж: как бы сам автор – Николай Васильевич Гоголь, который, по словам режиссера-постановщика Ольги Ивановой, пребывает «в окружении множества разных людишек. Поглядывая на это скопище, то грозно и негодуя, то с болью, то с легкой иронией, то саркастически, Мастер в гениальном порыве творческого вдохновения. Продолжает исторгать из своей мощной груди все новые и новые типажи-образы из виденной им российской действительности». Кроме того что Гоголь выступает и в роли одного из «действующих лиц», его портрет в виде трехметровой конструкции выставлен в центр сцены и к нему время от времени обращаются главные герои.
«Ревизор» – спектакль яркий и зрелищный – передает саркастически-ироничный характер гоголевской комедии. И хотя музыка оперы эклектична по стилю, она, возможно, станет популярной и среди взрослых, и среди детей.
Анна Козятник,
студентка IV курса