Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Высокий старт

№ 5 (130), май 2013

8 февраля в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоялся первый концерт эксклюзивного проекта молодых московских композиторов «Точка отсчета», который назывался «Диалог барокко и современности», организованный при поддержке Департамента культуры Москвы, Союза московских композиторов, а также проекта «Открытая сцена».

Основная идея мероприятия заключалась в том, чтобы в рамках одного вечера объединить сочинения эпохи Барокко и преломление этого времени в современных партитурах. Концерт стал своеобразной попыткой молодых и амбициозных композиторов найти нового слушателя, расширить круг интересующихся музыкой XXI столетия. Большую помощь и поддержку в этом оказал великолепный московский камерный оркестр «Musica Viva», широко известный в России и за рубежом, во главе с народным артистом РФ Александром Рудиным, а также концертный отдел ММДМ.

Слушателям было предложено отправиться в удивительное музыкальное путешествие, где прозвучали сочинения мастеров барокко – Франческо Джеминиани и Арканджело Корелли, а также четыре премьеры молодых композиторов, выпускников Московской консерватории. В «Мостах времен» Анны Музыченко для двух солирующих скрипок и струнного оркестра солировали Юлия и Иван Покровские. В самом названии скрывается глубокая идея связи эпох: словно по Мосту времени мы движемся навстречу прошлому, встречаясь со стилями, некогда определявшими свое время. По словам автора, две солирующие скрипки создают эффект расслоения тембра – это Душа и ее AlterEgo. Пройдя все этапы своего пути, пунктиром расставляя стилистические акценты, они достигают полного единения, растворяясь в заключительном барочном кадансе, которому предшествует цитата из «Реквиема» Моцарта, приводящего в состояние катарсиса.

Олеся Евстратова представила свою партитуру «Соприкосновение» – concerto-tocco для арфы, гобоя, клавесина и струнного оркестра в исполнении солистов – лауреатов международных конкурсов Нины Куприяновой (арфа), Александра Левина (гобой) и з. а. РФ Марины Бутир (клавесин). «Заигрывание» с барочным стилем проявлялись в тонко оформленных переплетениях гармоний эпохи великих мастеров жанра concerto grosso и терпких созвучий, отсылающих нас к сочинениям Альфреда Шнитке, а стук метронома символизировал неизменный ход времени. По мнению автора, присущие барокко стремление к импровизационности, свободе, разомкнутости формы и обогащению приемов исполнения актуальны и сегодня.

«Piano&Strings» для фортепиано и струнного оркестра Артема Ананьева прозвучали в превосходном авторском исполнении. Используя остинатную фактуру, пунктиром проходящую через все сочинение, а также сочетания джазовых ритмов и пряных гармоний с эпизодами a la барокко, композитор продемонстрировал связь между различными стилями и некоторыми их чертами.

Никита Мндоянц представил свой Concerto in B для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра. Это одночастное сочинение – своеобразный концерштюк; наличие трех солистов cнова отсылает нас к жанру барочного сoncerto grosso, равно как и принцип чередования tutti – soli. Замечательные солисты – Сергей Журавель (флейта), Александр Левин (гобой) и Жасулан Абдыкалыков (труба) – сумели тонко прочувствовать идею сочинения – непростой ансамбль различных по тембру духовых прозвучал сбалансированно, рождая интересные интонационные сочетания. Виртуозные партии раскрыли богатые возможности инструментов; мастерство солистов позволило слушателям насладиться богатым и благородным звуком низкого флейтового регистра, а высокие ноты трубы естественно взаимодействовали с более нежным звуком деревянных духовых. Ткань партитуры пронизана не только полифонией, характерной для барочных концертов, но и фактурными приемами эпохи Классицизма, которые при помощи сложных ритмических комбинаций органично сочетаются в едином временнóм пространстве.

Надеюсь, что подобные концерты не станут разовой акцией и что интересная современная академическая музыка продолжит звучать на самых разных площадках. И, судя по овациям, публика с большим энтузиазмом будет ждать следующих концертов проекта «Точка отсчета».

Марьяна Лысенко,
студентка
IV курса КФ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий