Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Книга

№ 5 (130), май 2013

Когда речь заходит о литературе, посвященной Шуману, в памяти невольно всплывают очерки авторитетных исследователей из учебников по музлитературе и массивная монография Даниэля Житомирского. Однако, к счастью, в XXI веке интерес к персоне короля «Давидсбунда» и его окружению не угасает.

Если исследователь берется рассматривать и без того известную фигуру великого немецкого романтика под микроскопом, то его могут подстерегать определенные ловушки – факты, подретушированные временем или идеологическими стандартами. В случае с Робертом Шуманом «ретушь» была нанесена еще при жизни композитора – ближайшим другом и властительницей сердца, возлюбленной Кларой Шуман. Страшная игра жены в «редактирование пройденного пути» накинула на жизнь и творчество немецкого гения мрачное грозовое облако, из которого проливными дождями полились несправедливые домыслы о сумасшествии композитора, о недостойных былого величия поздних сочинениях и еще огромное количество ставших для нас привычными стереотипов.

Выход книги неизвестного искушенной московской публике музыковеда Т. М. Черкасовой «Роберт и Клара Шуман: метаморфозы любви и творчества» (Новосибирск, 2012), посвященной этой и многим другим проблемам, с успехом развенчивает устоявшиеся мифы благодаря опоре на исчерпывающее эпистолярное наследие Роберта и Клары, собранное по крупицам в различных архивах Европы и США, новейшей информации из современных зарубежных публикаций, а также истории болезни Р. Шумана, увидевшей свет только в 2006 году.

Читатель обязательно обратит внимание на великолепную подачу материала и тщательно отобранные факты, которые гармонично сосуществуют с блестящей психологической прорисовкой персонажей. На страницах фундаментального труда воображение поражают мастерски запечатленные процессы глубокого личностного преображения всех виновников торжества. Перед нами предстает не мелованный глянец музыкальной пары – умницы-жены и сумасшедшего гения, а действительно живые Роберт и Клара, со всеми человеческими достоинствами и недостатками в контексте немецкой эпохи и быта XIX века.

Автор постаралась не упустить ни одной важной детали из жизни композитора. И это достигло своей цели – отныне и «Карнавал», и «Крейслериана», и все остальное зазвучит еще пронзительнее и тоньше. Книга произведет переворот в сознании каждого ценителя музыки этого страстного, бесконечно увлеченного своим искусством художника, но в первую очередь – человека, Роберта Шумана.

Александр Шляхов,
студент
IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: