Один другого лучше…
№ 6 (131), сентябрь 2013
Кто сегодня в музыкальном мире не знает оперу «Евгений Онегин» от корки до корки?! Но когда все известно, нередко возникает внутренняя настороженность: с одной стороны, очень уж хочется послушать шедевр в новом, свежем исполнении, с другой опасаешься – не испортит ли это новое, незнакомое исполнение впечатление от любимого произведения, сможет ли оно зацепить струны души слушателя? В борьбе этих двух подходов побеждает, как правило, любопытство. Именно оно привело меня в знойный майский вечер на концерт в Большой зал Гнесинского училища, где слушателям была представлена опера «Евгений Онегин» в концертном исполнении.
Наверное, многие не раз ходили на различные постановки этой оперы, у каждого есть определенная запись, которую он считает лучшей. Для меня такой стала постановка Метрополитен-оперы. Несмотря на то что там половина певцов – иностранцы, какими-то особыми внутренними качествами этот спектакль поразил, удивил, влюбил в себя.
В ситуации, когда есть «любимое» исполнение, на все остальные смотришь как бы свысока. Однако драма героев, разыгранная студентами колледжа, заставила сердце биться чаще. Какие самородки, какие прекрасные голоса – один другого лучше! Видимо, публика знала об этом: в первом отделении в зал попасть было невозможно и большой компании жаждущих пришлось смотреть представление на мониторе за сценой. Среди них была и я… А затем случилось чудо: второе и третье действие были услышаны «вживую». Не смущала даже умопомрачительная жара, стоящая в зале, потому что исполнители погружали нас в действие так увлеченно, что всякие мелочи просто забывались. Я не знала из них никого, но понимала одно: эти студенты творят чудеса.
Первое яркое впечатление произвел хор в сцене бала у Лариных. Если бы Рихард Вагнер услышал это исполнение, он бы явно отказался от одного пункта своего манифеста: в хоре слова не вуалируются! Я слышала каждое слово и удивлялась, как сильно мое внимание захватывает это пение. И поняла почему: слышались не просто хоровое звучание, но перелив красивых серебристых тембров.
Следующее яркое впечатление – сцена дуэли. Исключительно задушевно была спета ария Ленского – каким-то невероятно глубинным по звуку тенором. А услышав Онегина и в следующем акте Гремина, невозможно было сказать, кто из них лучше. Не говоря о Татьяне с ее роскошным мерцающим голосом.
Стоит ли сравнивать певцов? Как здорово, что они, настолько талантливые, яркие, артистичные, еще и так молоды! Это тем более отрадно, что все они разные. А когда сравнение становится беспомощным, то хочется сказать: «все хороши, каждый по-своему». И это высшая ступень успеха. Конечно же, такой успех был всецело поощрен публикой, ибо по окончании оперы овации еще долго не могли утихнуть…
Елена Попова,
студентка IV курса ИТФ