Музыка прекрасной Вены
№ 6 (131), сентябрь 2013
В залах Московской консерватории проходит много интересных концертов. Не стал исключением и майский концерт под названием «Музыка Вены» с программой из камерных сочинений Моцарта, А. Шенберга и Э. Кшенека. Исполнители – профессора и выпускники МГК: народный артист России Александр Винницкий (скрипка), Зауре Жарова (скрипка), заслуженный артист России Михаил Березницкий (альт), Ася Соршнева (альт), народный артист России Александр Рудин (виолончель), Эмин Мартиросян (виолончель).
Неожиданным было уже само начало: в качестве своеобразного музыкального приветствия прозвучала «Pizzicato Polka» Иоганна Штрауса в обработке финского композитора Владимира Агопова (выпускника Московской консерватории). Таким оригинальным образом – пьеской, не указанной в программе, – музыканты погрузили публику в атмосферу музыки Вены.
Первым было исполнено трио Э. Кшенека ор. 122 под названием «Parvula corona musicalis ad honorem B.A.C.H.». Композитор написал это додекафонное сочинение по случаю 200-летия со дня смерти И. С. Баха, включив в двенадцатитоновую серию цитату из «Искусства фуги» Баха, а также монограмму BACH. Благодаря художественным достоинствам произведения, а также несмотря на строгость музыки и некоторую сложность ее восприятия, исполнителям (А. Винницкому, М. Березницкому и А. Рудину) удалось удержать внимание публики до конца звучания.
Затем прозвучал квинтет Моцарта до мажор (KV 515). Легкость и изящество, пронизывающие все сочинение, оттеняла проникновенная, утонченная лирика. Здесь возникали и выразительные переклички солирующих инструментов, и необычные тональные перекраски тем. Все эти качества с большим мастерством передали А. Винницкий, З. Жарова, М. Березницкий, А. Соршнева и А. Рудин.
Завершал концерт секстет А. Шенберга «Просветленная ночь» ор. 4, продолжающий традиции позднеромантического искусства. Секстет имеет литературный первоисточник – поэму «Женщина и мир» Рихарда Демеля, в которой возникают образы природы, лунной ночи, мужчины и женщины. Вся ткань сочинения – очень естественная и наполненная, лирика – страстная и экспрессивная, обостренная по гармоническому наполнению, рисунок линий – изощренный и витиеватый. Каждый участник ансамбля был неотъемлемой частью живого организма, а солирующие скрипка и виолончель воплощали, видимо, характеры главных героев.
На бис прозвучала «Жокей-полька» Йозефа Штрауса – легкая, ненавязчивая пьеска с дополнительным ударным инструментом без определенной высоты (фруста). А. Винницкий остроумно подметил, что этот инструмент может символизировать хлыст жокея. Этот «другой» Штраус еще раз напомнил всем присутствующим цель встречи – погружение в музыку прекрасной Вены.
Севара Мадаминова,
студентка IV курса ИТФ