Законное место
№ 4 (84), апрель 2008
Начиная педагогическую деятельность, молодой преподаватель сталкивается с рядом проблем, причем зачастую очень неожиданных. Индивидуальные занятия, быть может, вести не так сложно, как читать развернутые лекции. Но понять, насколько студент усвоил материал, можно исключительно в общении с учеником. Я уже не первый год преподаю в «Мерзляковке», причем веду именно индивидуальные занятия. Мой предмет – полифония.
Раньше полифония преподавалась на четвертом курсе. А теперь эту дисциплину, одну из сложнейших, переместили на первый. Представьте разницу: в последний год обучения студент уже прошел гармонию, форму, курс музыкальной литературы, не говоря об элементарной теории. Конечно, он уже владеет ключами до, на уроках сольфеджио приучился видеть перед глазами хоровую партитуру… А на первом курсе?!
Первокурсник, в сущности, — выпускник детской музыкальной школы. Что он умеет и знает? Ключи до для него — страшные звери. К тому же нередко на бедного страдальца набрасывается несколько зверей одновременно. Ученику-первокурснику с большим трудом удается услышать внутренним слухом даже одну мелодию. А ему предлагают написать пятиголосную двойную фугу в партитуре, соблюдая строжайшие правила! Без этого не получить зачет уже к завершению первого полугодия, когда проходится строгий стиль.
Где здесь логика? Где здравый смысл? Кто и зачем переместил полифонию в самое начало обучения? Педагоги удивляются: почему у первокурсников расшатаны нервы и здоровье. А все очень просто. Ведь ученики осваивают премудрости сложного контрапункта по ночам, и все равно сдать к сроку предмет не могут.
Но все же кто-то успевает? – спросите вы. Успевают лишь те, чей возраст намного превосходит возраст обычного первокурсника. Некоторые из них приехали из других городов и успели отучиться год, а то и два, в своем «родном» училище. Приведу в пример мою лучшую ученицу. Ей уже двадцать, и она не только знает элементарную теорию, но и освоила половину курса гармонии до того как переселилась в Москву и поступила к нам в училище.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Только один-единственный. Вернуть полифонию на ее законное место в учебном плане!
Елена Ровенко,
студентка III курса ИТФ