Дорога длиною в десять лет
№ 9 (89), декабрь 2008
«Трибуне» – нашей Трибуне! – десять лет. Всем десятилетним трибунтовщикам и трибунтовщицам – сердечный музыкально-журналистский привет с пожеланием долгих лет печатной жизни, сил и здоровья «бунтовать» и оставаться подольше молодыми!
Что такое десять лет: много или мало? Для тех из нас, кто начинал делать газету в конце 1990-х, для нынешних тридцатилетних, возраст «Трибуны» – не абстрактное число, а прожитая вместе с газетой треть собственной жизни. Молодым авторам «Трибуны» сложно представить сейчас, что далеко не все студенты консерватории могли тогда, десять лет назад, похвастаться собственным компьютером, а пользование ресурсами интернета вовсе не было повсеместным и само собой разумеющимся. В 1998 году ни у кого из нас, студентов-третьекурсников, не было мобильного телефона, мы не знали, что такое sms, и большинство из нас никогда не бывало за границей. Я смотрю на нас тогдашних моими сегодняшними глазами и вижу, что мы были, наверное, наивнее многих наших сверстников из поколения нулевых. Но без этой наивности, без нашей искренней веры в то, что созданием газеты мы действительно можем что-то изменить в нашей музыкальной жизни, у нас ничего бы, наверное, не получилось.
Помню наши долгие споры о том, каким быть названию газеты. Ведь она стала «Трибуной» не случайно. Что такое трибуна? Для нас трибуна была, прежде всего, местом обсуждения актуальных проблем. Именно к этому мы стремились в нашей газете. И именно этим нам дорога «Трибуна» сегодня – своей актуальностью, насущностью, своей практической, деятельностной направленностью, вынесением на обсуждение творческих вопросов, решение которых не терпит отлагательств. Мы были свидетелями того, как печатное слово в 1990-е годы стало неуклонно терять свое влияние и как подрывалось общественное доверие к СМИ. Желая по мере сил препятствовать этому, авторы «Трибуны» с самого начала начертали на своих знаменах три принципа: искренность, честность и этичность. У нас был свой голос, свое лицо. И нас стали читать.
Нас читали студенты, нас читали профессора, нас читали слушатели, покупавшие «Трибуну» в гардеробе Большого и Малого залов перед началом концертов. То, что делали первые «трибунщики», было свежо, остро, метко и не похоже ни на что. Действительно, альтернативных нашей газете средств информации на тот момент просто не было. Наш стиль отличался и от стиля «Российского музыканта» (который, правда, в тот период выходил крайне редко), и от «Музыкального обозрения», и от «Российской музыкальной газеты», больше, увы, не существующей. Наша «Трибуна» появились на свет на излете дефолта 1998 года. И так уж вышло, что десятилетняя веха жизни газеты приходится на очередной финансовый кризис. Но кризисы «Трибуне» не помеха. За десять лет существования газета заслужила репутацию жизнеспособного печатного корабля, которому никакие качки не страшны. А страшен штиль. Страшно равнодушие и бесстрастие.
Все эти годы бессменным капитаном корабля, нашим штурманом и нашим мудрым наставником был человек выдающихся профессиональных и человеческих качеств: мастер музыкальной журналистики, создавшая в консерватории отдельное направление прикладного музыковедения, – профессор Татьяна Александровна Курышева. Годы, кажется, не властны над ней. В студенчестве мы «за глаза» называли ее «самым красивым главным редактором». Это действительно так. Татьяна Александровна покорила нас не только своим профессионализмом и своей манерой работать (успеха под ее руководством добивались даже те, кто считал себя полностью негодным к писательской деятельности), но и своим личным обаянием. Воздушная походка, изысканность, безупречное чувство стиля и прибалтийский шарм – где еще встретишь такого музыкального журналиста?!
Поздравляя Татьяну Александровну и сегодняшних молодых авторов с днем рождения газеты, мне хочется в заключение вспомнить имена тех, кто начинал делать «Трибуну» десять лет назад и для кого она стала родной. Это мои друзья и товарищи: рано ушедшая из жизни талантливая Елена Филиппова, Татьяна Колтакова и Екатерина Крайнова, Ирина Никульникова и Ксения Жарко, Наталья Григорович и Евгений Метрин, Алексей Истратов и Юлия Тарасова, Лилия Демидова и Жанна Сипапина, Ольга Чурикова и Елена Петрикова, Николай Толоконников и, конечно же, всеми нами любимый артист Центрального академического театра Российской Армии Николай Орловский. Желаем «Трибуне» долгого и счастливого творческого пути!
Елена Доленко,
кандидат искусствоведения,
преп. кафедры истории зарубежной музыки,
автор «Трибуны» c 1998 года