«Re: action»
№ 9 (170), декабрь 2017
30 ноября в Большом зале Союза композиторов была представлена оригинальная совместная работа композиторов Александра Хубеева, Алексея Наджарова и Николая Попова, видеохудожника Яна Калнберзина, программиста Сергея Полтавского и ансамбля «Студия новой музыки». Данное мероприятие – одно из событий фестиваля современной музыки «Московская осень-2017». Название мультимедийного проекта и одноименного произведения для ансамбля, электроники, видео и света — «Re: action».
Ключевые понятия «действие» и «реакция» – стержень сочинения и концепции концерта в целом. В произведении показана сложная цепь реакций, отражений и преломлений музыкального и визуального материала при помощи новейших медиа- технологий. Классические инструменты вступали во взаимодействие не только с себе подобными, но также и с электроникой, светом и видео. В произведении накладывались друг на друга два звуковых генеральных пласта – акустическое звучание инструментов и электронная музыка. Она, в свою очередь, возникла как реакция на классические тембры флейты (Марина Рубинштейн), кларнета (Евгений Бархатов), аккордеона (Сергей Чирков), скрипки (Станислав Малышев), виолончели (Ольга Галочкина).
Почти все инструменты, за исключением аккордеона, стали главными «персонажами» сочинения под названием «Тайная жизнь инструментов». Автор, Александр Хубеев, попытался взглянуть на процесс исполнения с другой стороны. Он кардинально переосмыслил концертную ситуацию: вместо солистов ансамбля на сцене предстали четыре экрана. На них в реальном времени проецировалось видео с камер, закрепленных как снаружи, так и внутри инструментов. Электроника и акустическая часть пьесы были построены на звуках, снятых с близко расположенных микрофонов. Инструменты словно соединились друг с другом в живой и непосредственный диалог, издавая шумы, шипения и скрипы. В кульминации гул голосов усилился – тем самым создалось необычное сочетание акустики и электроники.
Финальное произведение «L» для гобоя, альта и мультимедиа (композитор – Алексей Наджаров) – венец всего события. В качестве исполнителей в этом пьесе оказались не только люди-музыканты, но и различные роботизированные приборы. Особенное значение придавалось двум интеллектуальным световым устройствам, один из которых был расположен с правой, а другой с левой стороны сцены на специальных подставках. Удивительно, но порою возникало неподдельное ощущение, что и они способны воспроизводить эмоции с помощью движений и света.
Организация концерта – наисложнейшая. Как уже было сказано, на сцене помимо исполнителей установили четыре экрана – два больших посередине и по одному маленького размера с каждой стороны. Действие происходило либо перед ними, или же за ними («Тайная жизнь инструментов»). Почти в каждом произведении использовалась техника видео-трансляции на эти четыре полотна. Колоссальный труд также был сделан в компьютерной графике и 3D моделировании. Несомненно, концерт «Re: action» стал одним из ярких страниц в истории фестиваля.
Екатерина Шардакова, IV курс ИТФ
Фото Дарьи Баландиной