Нескучная публика
№ 6 (86), сентябрь 2008
Известно, что среди музыкальных инструментов орган выделяется мощью и разнообразием звучания. Но не только этим. Его установка и последующее обслуживание – дело крайней сложности и дороговизны. В состав органа входит множество элементов – от громадных 16-футовых металлических труб до передаточных механизмов, требующих тончайшей нюансировки. Кроме того, инструмент не транспортабелен и как бы слит воедино с тем помещением, в котором находится, а, следовательно, задача усложняется моделированием соответствующей акустики. Этим, вероятно, наряду с достаточно недолгой историей профессионального органного искусства в России объясняется малое количество залов, имеющих подобный инструмент. А между тем интерес у публики, причем самой разнообразной, имеется, и немалый.
На сегодняшний день более чем в пяти московских школах стоят настоящие духовые органы, не говоря уже об электронных. К числу счастливцев в декабре 2007 года присоединились и ученики 11-й школы искусств района Ясенево. В их зале красуется новенький немецкий орган фирмы «Glater-Götz», двухмануальный, с восемнадцатью регистрами. В одном из концертов довелось участвовать и мне.
Не буду рассказывать, какое удовольствие доставила игра на инструменте, имеющем прекрасные возможности для исполнения как музыки барокко, так и романтики, а также современных композиций. Хочу сказать о публике. Она поразила меня своим возрастом и отношением к происходящему. Не секрет, что на бесплатные концерты ходят, как правило, люди пенсионного возраста. Их, собственно, и ожидалось увидеть. Вообще из-за дождя, зарядившего с самого утра, организаторы опасались, что народу будет совсем мало. Каково же было наше удивление, когда в зале обнаружились целые группы подростков лет 16-ти, да еще и родители с маленькими детьми! Самой младшей слушательнице, как выяснилось, недавно исполнилось 2 года… Более того, ни один из них не ушел в антракте, хотя в конце первого отделения прозвучала Прелюдия и фуга h-moll И.С.Баха (15 минут органного pleno).
Второе отделение было посвящено музыке эпохи романтизма и произведениям современных композиторов. Прозвучало сочинение, написанное буквально полгода назад, чей автор присутствовал в зале. И все это слушатели воспринимали с неослабевающим интересом. После концерта я не удержалась и спросила у той самой двухлетней девочки, что сидела в первом ряду, какая пьеса ей понравилась больше всего. И выяснилось, что это была «Бурлеска» Валерия Кикты…
Вот так, оказывается, в «спальном» районе Москвы живут слушатели отнюдь не сонные!
Светлана Солдатова,
студентка IV курса ИТФ