Музыкальное евразийство
№ 6 (86), сентябрь 2008
Совсем недавно в городе Казани был поставлен памятник Льву Николаевичу Гумилеву. Он не родился в этом городе, но жители его любят и почитают, т.к. именно он посвятил множество своих трудов идее евразийства. Этот памятник стоит в центре Казани, в городе, где сплетаются две религии: христианская и мусульманская. В музыкальной жизни здесь на равных звучат как европейская, татарская, русская, так и восточная музыка.
В прошлом сезоне в Казани прошел международный фестиваль «Европа-Азия». На нем можно было услышать музыку самых разных стран, в основном написанную в наши дни, причем такие произведения, в которых композиторы сохраняют свои национальные традиции. «Казань издревле славилась тем, что она стояла на перепутье двух культур – Европы и Азии, – комментирует председатель фестиваля Р.Калимуллин. – И поэтому мы приглашаем на фестиваль различные ансамбли, группы, создаем порой необычные комбинации, порой несочетаемые, и… получается очень здорово!»
Гостей приехало много. Композиторы и исполнители из Японии, Германии, Великобритании, Китая, Туркмении являются носителями культуры своего народа. «Есть много видов музыки, как в Европе, так и в Азии, – говорит один из исполнителей. – Здесь же мы пытаемся их встретить, представить в интересном ракурсе, развить». Прямо на фестивале исполнители не отказывались от возможности поимпровизировать вместе, конечно, каждый на своем инструменте. Было интересно наблюдать за спонтанной импровизацией на индийском инструменте, японском кото и фортепиано.
На творческой встрече современных композиторов, которая проходила в рамках фестиваля, обсуждалось много проблем, связанных с деятельностью известных композиторов. Одно из интересных высказываний принадлежало туркменскому автору М.Якшиевой, которая утверждала, что «наши композиторы, которые пишут европейскую музыку, не понимают восточную музыку, потому что есть определенные сложности ритма, лада и гармонии. Напротив, азиатская музыка нуждается в некоторой структуре и в каком-то рациональном подходе европейской музыки».
Главное, что поняли на фестивале, – это толерантность в показе музыки. Объединение на земле Татарстана культур Европы и Азии имеет глубокий смысл – это знак открытости общества. «В Азии много музыки о природе, о чувствах, – делится впечатлениями один из азиатских гостей Ванг Ли. – Мы исполняем музыку очень эмоционально. Европейцы же играют слишком спокойно». Только через постижение музыки других культур мы по-новому открываем для себя мир.
Анна Маклыгина,
студентка IV курса ИТФ