Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

От Ренессанса к современности

№7 (222), октябрь 2023 года

8 сентября на сцене ДК «Рассвет» выступил вокальный ансамбль Intrada. В одной концертной программе встретились Жоскен де Пре, Пьер де ла Рю, Антуан Брюмель и… современный американский композитор Дэвид Лэнг.

Четыре солиста ансамбля Intrada, чьи фигуры выхвачены ярким светом софитов: Дарья Хрисанова(сопрано), Екатерина Коломина (меццо-сопрано), Михаил Нор (тенор), Глеб Кардасевич (бас) выступают под руководством молодого педагога Московской консерватории и выпускницы Кельнской высшей школы музыки, дирижера Екатерины Антоненко. Именно ее силами в 2006 году был создан коллектив профессиональных певцов, которых объединило страстное стремление творить, любовь к старинной западной музыке и интерес к новым явлениям искусства.

Intrada начала с исполнения ренессансных и барочных партитур, а впоследствии обратилась к музыке современности. Она представляла отечественной публике премьерные сочинения Стива Райха, Дэвида Лэнга, Мередит Монк, а также российских композиторов. В разное время в их репертуар входили и сочинения таких именитых мастеров, как Бах и Гендель, Гайдн и Моцарт, Мендельсон и Брамс. Нередко ансамбль сотрудничал и с другими коллективами высокого уровня, например, с Московским камерным оркестром Musica Viva, с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением Алексея Уткина, с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва. Однако вечером 8 сентября слушатели не услышали громогласной мощи симфонического оркестра: звучали лишь четыре человеческих голоса, с высочайшим мастерством сплетавшиеся в тонкую полифоническую ткань, а также несколько ударных инструментов.

Программа концерта в некотором отношении отразила творческую биографию самого камерного хора: слушатели прошли путь от музыки мастеров ренессансной полифонии до произведений современного американского постминимализма. В начале вечера прозвучал мотет Tu solus qui facis mirabilia («Ты один творишь чудеса») одного из крупнейших композиторов позднего Возрождения Жоскена де Пре. К творчеству этого мастера ансамбль в этот вечер обратился дважды: чуть позже был также исполнен его мотет Ave Maria. Своеобразным лейтмотивом концерта стала анонимная французская шансон эпохи Возрождения L’Homme armé («Вооруженный человек»). Именно она дала название этому концерту. Эта песня прозвучала и как самостоятельное произведение, и в качестве первоисточника в Agnus Dei из одноименной мессы Пьера де ла Рю. В программе концерта есть еще одна параллель: григорианский хорал Da pacem Domine («Дай мир, Господи») перекликается с двойным каноном Антуана Брюмеля на тот же латинский текст.

Неожиданно вместе с исполнителями мы перенеслись в совершенно иную, современную нам эпоху. Вместо строгих благозвучных вертикалей – сложные и разнообразные созвучия; вместо сдержанного аскетизма – многообразие эмоциональных оттенков. Однако, образное содержание произведений Дэвида Лэнга, которые были преподнесены публике в этой части концерта, не вступало в противоречие с уже отзвучавшей музыкой. Премьерное исполнение его композиции 2016 года Make peace («Установи мир»), основанной на тексте заупокойной молитвы, поразило искренностью и глубиной. 

Кульминационным завершением вечера стала известная камерная оратория Лэнга Little Match Girl Passion(«Страсти девочки со спичками», 2007). В ней автор обратился к известной сказке Андерсена о маленькой продавщице спичек. Он совместил это произведение с Евангелием от Матфея и текстами, написанными для баховских «Страстей». Лэнг видит в этой истории притчу и проводит параллель между судьбой бедной девочки, замерзающей в канун Нового года, и страданиями Иисуса Христа. Результат вышел настолько убедительным, что автор был награжден Пулитцеровской премией за текст оратории и премией «Грэмми» за музыкальную составляющую.

Произведение изначально создавалось именно для четырех исполнителей, хотя оно нередко звучит в хоровом варианте. Intrada в этом отношении следует оригинальной задумке автора, и именно этот камерный состав наиболее подходит такой личной истории. К тому же, впервые в зале зазвучали не только человеческие голоса, но и ударные инструменты, на которых предписано играть самим певцам, что внесло некоторую тембровую свежесть. Исполнение получилось впечатляюще проникновенным, эмоционально наполненным, поражающим тонкостью нюансировок.

Публика очень тепло встретила артистов и щедро отблагодарила их цветами и овациями. Исполнителей долго не хотели отпускать со сцены, и Intrada на бис еще раз исполнила сочинение Лэнга Make peace.

Анна Курова, IV курс НКФ, музыковедение

Фото: Александр Панов

Поделиться ссылкой: