Путь длиной в 13 лет
№3 (227), март 2024 года
В Концертном зале им. П.И. Чайковского в исполнении Госоркестра Татарстана под управлением маэстро Александра Сладковского 1 декабря прозвучала Третья симфония Густава Малера. За одно отделение без перерыва полный зал отважно выслушал все шесть частей симфонии, длящейся более полутора часов.
Исполнение всех малеровских симфоний – давняя мечта дирижера Александра Сладковского. Но лишь спустя 13 лет после того, как он возглавил оркестр, ему удалось ее воплотить. Ввести в мир малеровских симфоний и создать атмосферу концерта удалось Артёму Варгафтику. Помимо краткой исторической справки ведущий рассказал об образном строе произведения, настроив зал на нужный лад.
На протяжении всего концерта оркестр, следовавший за дирижером, играл мощно и объемно, дав слушателям в полной мере насладиться многогранной музыкой Малера. С точки зрения ансамбля баланс всех оркестровых групп был соблюден, однако струнные инструменты иногда звучали жестковато.
В первой части – самой продолжительной и сложной – оркестр с первых нот поразил удивительным ансамблем. А громогласное окончание настолько удалось, что, несмотря на предупреждение ведущего, зал разразился аплодисментами и криками «браво».
Во второй части, названной композитором «Что мне рассказали цветы в поле», на первый план вышли деревянные духовые инструменты с их пасторальным звучанием. Красивые мелодии переходили от одного солирующего инструмента к другому, настраивая на созерцательно-безмятежное настроение.
Шутливое скерцо (III часть) у оркестра отличилось впечатляющей виртуозностью. Затем была сделана небольшая техническая пауза, в которую на сцену вышли народная артистка России Ольга Бородина и два хора – «Мастера хорового пения» и Большой детский хор имени Попова, которые участвовали в исполнении четвертой и пятой частей симфонии. Зал в это время наполнился шепотом восхищенной публики, обсуждавшей услышанное.
Ольга Бородина подхватила идею Малера на высоком уровне, поразив слушателей богатым бархатным тембром. Оркестр тактично дополнял ее соло, уйдя на второй план. Тонко и музыкально прозвучали дуэты солирующих инструментов и певицы.
Лирический финал (VI часть) стал настоящим апофеозом льющихся тем струнной и духовой группы, а торжественное звучание оркестра tutti увенчало грандиозное сочинение Густава Малера. Зал аплодировал стоя, не скупясь на крики «браво» и неоднократно вызывая дирижера на поклон.
Как признался Александр Сладковский, предваряя исполнение, без любви не может быть Малера. Концерт стал подтверждением этого тезиса, как со стороны исполнителей, так и со стороны слушателей.
Полина Зорина, IV курс НКФ, музыковедение
Фото: Московская филармония