Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

ХИМИЯ И МУЗЫКА

№9 (233), декабрь 2024

Премьера оперы «Князь Игорь» в ГАБТе вернула на главную сцену страны большой оперный стиль, ярким представителем которого был композитор Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). В связи с этим хочется вспомнить личность автора знаменитой оперы, 190-летний юбилей которого отмечался в прошлом году.

Уникальный человек, сочетавший в себе качества композитора, ученого и педагога, А.П. Бородин с одинаковым успехом проявил себя в двух совершенно разных сферах, что является редким достижением. Его научные разработки в области химии до сих пор сохраняют свое значение.

В сфере музыки каждое его произведение представляет собой подлинный шедевр и важный вклад в сокровищницу русской классики. Одним из самых известных сочинений является опера «Князь Игорь», основанная на древнерусском памятнике литературы «Слово о полку Игореве». В ней героические мотивы сочетаются с лирикой и яркими народными сценами. Над этим сочинением музыкант работал 18 лет, но так и не успел дописать – уже после его смерти труд закончили два других композитора: Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.

Вторая симфония («Богатырская»), отражающая дух русского эпоса, наполнена мощными темами, напоминающими образы богатырей и народных героев. Шедевром камерной музыки является струнный квартет № 2, известный своей мелодичностью и выразительностью. Особенно популярна вторая часть этого квартета – ноктюрн, который часто исполняется отдельно. Нельзя не отметить и влияние восточных мотивов, которые отразились в его симфонической картине «В Средней Азии». Бородин также писал вокальные произведения, многие из которых стали классикой русской романсово-песенной традиции.

Как отмечают исследователи, композитор был в числе новаторов музыкального языка, особенно в области использования ладов. Фольклорные лады и различные модальные структуры встречаются у него так же часто, как и традиционный мажоро-минор. Особую роль в музыке композитора играет трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды, который был прямо заимствован из образцов русского народного творчества.

В образном мире Бородина нет гротеска и негативных эмоций. В этом он абсолютный антипод Мусоргского. Его стихия лирика и эпос, покой и возвышенность. В «Князе Игоре» нет ни одного по-настоящему отрицательного персонажа; тревожные и страшные картины — вроде сцены солнечного затмения производят скорее величественное, чем пугающее впечатление.

Помимо музыки, Бородин был талантливым химиком. Он получил медицинское образование и защитил докторскую диссертацию по химии. В своих научных трудах он исследовал органическую химию, особенно реакции альдегидов и кетонов. Бородин открыл реакцию, которая позже была названа в его честь – реакция Бородина-Хунсдикера.

Николай Андреевич Римский-Корсаков писал в своих воспоминаниях о том, как Бородину удавалось совмещать музыку с химией: «Приходя к нему [Бородину], я часто заставал его работающим в лаборатории, которая помещалась рядом с его квартирой. Докончив работу, он уходил со мною к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая при этом коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим».

Бородин также занимался педагогической и общественной деятельностью. Он принимал участие в работе следующих организаций: Высшие женские врачебные курсы, Русское химическое общество, Общество русских врачей, Общество охранения народного здравия, журнал «Знание» и другие.

Композитор был очень добрым, отзывчивым и ответственным человеком, поэтому всегда был занят решением разных вопросов и просьб, о чем также писал Римский-Корсаков: «…зная его доброту и податливость, медицинские студенты и всякая учащаяся молодежь прекрасного пола осаждали его всевозможными ходатайствами и просьбами, которые он самоотверженно старался удовлетворить. Его неудобная, похожая на проходной коридор квартира не позволяла ему запереться, сказаться не дома и не принимать. Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Его задерживали бестолковым изложением дела, болтовней по целым часам, а он казался вечно спешащим и недоделавшим то того, то другого. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, исполненную самоотречения по инерции».

Александр Порфирьевич Бородин остается одной из ключевых фигур в истории русской культуры и науки, сочетая в себе качества гениального композитора и ученого-исследователя. Имя Бородина носит Государственный квартет, музей, а также несколько музыкальных школ и улиц в разных городах России.

Алиса Качаева
IV курс НКФ, музыковедение

Поделиться ссылкой: