Подарок детям
№ 9 (98), декабрь 2009
Музыкально-театральная жизнь столицы пестра и разнообразна. Она способна как ответить на запросы требовательных слушателей и знатоков театральной режиссуры, так и открыть маленьким зрителям волшебный мир театра. В провинции же взрослые люди еще могут удовлетворить свои театральные интересы, а вот юным зрителям набирать театральный опыт в большинстве случаев возможно только по видеозаписям. Но одним из ярких событий в жизни Волгограда стала новогодняя постановка детской оперы «Волшебная музыка» силами театра «Царицынская опера».
На свете не так уж много опер, адресованных специально детям. Считается, что этот жанр слишком труден для их восприятия и может показаться скучным. Но новый спектакль, поставленный молодым московским режиссером Еленой Александровой, с успехом это расхожее утверждение опровергает.
В основу либретто оперы легла пьеса Наталии Сац, переработанная местным режиссером Владимиром Поляковым. По жанру «Волшебная музыка» – это музыкальная сказка, очень схожая со сказкой о царевне Несмеяне, которая в данном варианте страдает от потери драгоценных бриллиантов. В основе сюжета лежит идея о спасительной силе музыки, свойства которой способны преобразовать жизнь самой печальной царевны. И от постоянных слез ее избавляют не подвиги людей, а звучание «волшебной музыки». В свою очередь, мысли о бриллиантах рассеиваются сами собой.
Помимо такой морализующей идеи опера выполняет и образовательную функцию, поскольку по ходу развития сюжета маленькие зрители постоянно слышат со сцены всевозможные музыкальные термины и могут познать азы музыкальной грамоты, поданные в увлекательной игровой форме. Например, какие бывают певческие голоса, что такое дуэт, трио, квартет, хор? Забавные формы ответов на эти вопросы можно узнать, посмотрев спектакль.
Музыку оперы написал композитор Марк Минков. И, как в этом можно убедиться, она находит восторженный отклик в сердцах юных слушателей, которым и адресована. Это действительно так: светлый образный мир, созданный композитором, затрагивает самые потаенные уголки человеческой души, даже многие взрослые слушатели не остались равнодушными к музыкальному миру детства. Постановщики оперы шутки ради включили в музыку отрывки из популярной классики, например, «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского. В качестве забавы это воспринималось хорошо, но насколько органично вошло в ткань партитуры – судить слушателям.
Весьма оригинальный результат получила работа художников-постановщиков. Центральное место в декорациях занимает исполинский паяц, парящий над всей сценой. Руки его неуклюже движутся в разные стороны над персонажами, и возникает чувство, будто он управляет ими, как куклами-марионетками, намекая, что все это – игра. Сами же персонажи представлены пестрым сказочным составом: помимо главной героини царевны и ее окружения в опере участвуют сыщики, два клоуна, толстячки-пингвины, лесные жители и многие другие.
В результате юные волгоградские слушатели получили замечательный музыкальный подарок.
Александр Баранов,
студент V курса ИТФ