Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Дружба народов за пультами

№ 3 (92), март 2009

ОркестрМожно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице – больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ.

Еще совсем краткая история оркестра уже не обходится без разночтений и неясностей. Три города – Астана, Душанбе и Москва – соперничают за звание его родины. Вероятно, впервые идея оркестра «материализовалась» в ноябре прошлого года на форуме интеллигенции в Астане. Тогда молодежь выступала под руководством Фуата Мансурова. Нынешний коллектив, собранный в Москве, можно считать оркестром «второго созыва»; на этот раз его возглавил маститый Юрий Симонов. По итогам специально организованного конкурса, а отчасти и по личному выбору руководителей оркестра были отобраны 98 музыкантов из 12-ти стран СНГ. Оркестранты из Грузии не приехали; остальные были в сборе и в назначенный час заняли свои места на сцене Большого зала консерватории.
Афиша премьерного концерта состояла исключительно из произведений известных и легко воспринимаемых публикой. Дирижер разумно решил для начала обойтись без симфоний: череда одночастных увертюр Бетховена, Вагнера, Россини и Верди и вальс «На прекрасном голубом Дунае» Штрауса были дополнены Вторым концертом Рахманинова (солировал Вячеслав Грязнов). Разумеется, реакция публики была предсказуема: наибольший всплеск эмоций пришелся на фортепианный концерт. На самом же деле рахманиновский шедевр оказался как раз не самым сильным местом программы. В очередной раз можно было убедиться, сколь многого он требует от оркестрантов: какой мощи, собранности в драматических фрагментах и какой личностной зрелости в лирических эпизодах. Самым удачным номером программы оказался, как ни странно, «Эгмонт» Бетховена, увертюра из школьных учебников, которую даже в посредственном исполнении можно услышать нечасто. В этом не менее трудном для оркестрантов сочинении коллективу удалось быть единым, энергичным и красочным; активная, напряженная работа Юрия Симонова над «Эгмонтом» не оставляла сомнений в том, что успех в данном случае был его заслугой.
Молодежный оркестр СНГ доказывает: советские традиции возвращаются на глазах. Впрочем, без прежних бюрократических помех. Например, никто не отслеживал, чтобы представителей разных стран было поровну. Но, как и в былые времена, оркестр поехал в обязательное турне по бывшим союзным республикам. Репертуар гастролей тоже подобран в советских традициях: помимо европейской и русской классики в него включены такие пьесы, как «Молодость Таджикистана» Хикматова и «Симфонический кюй» Рахмадиева.
В последние годы классическая музыка все активнее вмешивается в политику. Концерт Валерия Гергиева в Цхинвали стал главной темой новостей по всей планете. Арабо-израильский оркестр Даниэля Баренбойма, где вместе играют палестинцы и израильяне, выступал по обеим сторонам военных кордонов. Не секрет, что и молодежный оркестр СНГ призван скрепить Содружество в не самые легкие его времена.
Оркестр, как известно, – модель общества. Здесь то же сотрудничество и то же соперничество в достижении своих целей. Здесь похожие проблемы: фальшивая нота тромбона в концертном зале равносильна теракту. И все-таки устройство оркестра остается лишь утопией, недостижимой, да и неактуальной в современном обществе. Хороший оркестр – это абсолютная монархия; диктатура дирижерской палочки здесь превыше всего. Впрочем, это не помешало оркестрантам Содружества вести свои политические игры. Когда коллектив приезжал в очередную столицу, представитель этого города садился на почетное место концертмейстера группы. В следующем городе он уступал место другому.
Громкое имя обеспечило оркестру СНГ внимание всех телеканалов и государственных мужей; но, в конце концов, оркестр хорош не тем, как его назвать, а тем, как он играет. И главное, что удалось Юрию Симонову и музыкантам за восемь дней репетиций, – слепить единый музыкальный организм, способный звучать по-настоящему.

Ярослав Тимофеев,
студент IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: