Король умер – да здравствует король?
№ 3 (101), март 2010
25 июня в 2:26 пополудни в Лос-Анджелесе скончался король поп-музыки Майкл Джексон. Будучи едва ли не самым известным человеком на Земле, чье имя 13 раз попадало в Книгу рекордов Гиннеса, чей альбом «Thriller» (1982) был признан самым продаваемым в мире и занимал 37 недель подряд первое место в мировых чартах, чья песня «You Are Not Alone» (1995) впервые в истории дебютировала в чарте Billboard сразу на первом месте, Майкл Джексон стал не просто кумиром сотен миллионов людей, но и целой музыкальной эпохой.
Спустя почти 8 месяцев после его смерти, хочется отвлечься от всех рекордов и задуматься – какую роль он сыграл в развитии мировой музыки. Начав карьеру в возрасте 8 лет в составе первого в мире черного бойз-бенда «The Jaсkson 5», Майкл Джексон за 50 лет своей жизни застал все: рок-н-ролл 60-х, диско 70-х, рок 80-х, поп 90-х… Мировая слава пришла к нему в 80-е, во многом благодаря альбому «Thriller», который синтезировал практически все тенденции музыки тех лет. А клип на одноименную песню из альбома открыл совершенно новые горизонты. В 80-е Джексон уже записывает один альбом за другим, которые, конечно, не смогли повторить успех «Thriller», но и по сей день остаются одними из лучших образцов поп-музыки.
Конечно, в мире музыки много хитов, которые стали культовыми. Но разве кто-нибудь из авторов или исполнителей этих песен дает мировые турне и проводит концерты с таким же драйвом, как это делал Майкл Джексон?! В основном все «звезды одного хита» после пары-тройки лет (в зависимости от таланта) уходят на «покой», изредка давая концерты в странах, где их ранее не слышали вживую. В отличие от них Майкл Джексон считал, что смысл его жизни – не дать миру уснуть. Сейчас таких личностей, увы, уже не осталось, сегодняшние «поп-короли» лишь повторяют забитые десятилетиями приемы и клише, не создавая нового. Слух устает, внимание скользит, не останавливаясь ни на чем происходящем в музыкальном мире.
В свое время нечто подобное произошло и в профессиональной музыкальной среде: появилось множество композиторов, которые также не давали ничего нового публике и потеряли аудиторию. Результат – пустые залы, отсутствие интереса у слушателей. Если то же самое произойдет с поп-музыкой, обделенными окажутся миллионы людей. Ведь так называемая популярная музыка стала пищей для души и ума большинства населения Земли.
Эстрадные исполнители должны осознавать свою ответственность и, развлекая, развивать свою публику. Что и делал Майкл Джексон. Однако никто из тех, кому выпал шанс «вещать» на многомиллионную аудиторию, не осознает и не хочет осознавать это. Более того, в отличие от умершего поп-короля, остальные разлагают своих слушателей. Возможно, в скором времени такой упадок достигнет своего апогея и мы вообще забудем, что такое истинная поп-музыка, не говоря уже о классической. Потеря Майкла Джексона, последнего, кто не дал бы миру уснуть, – это не что иное, как начало конца.
Алексей Юркин,
студент III курса ИТФ