Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Троянцы покорили Москву

№ 5 (103), май 2010

Концертное исполнение опер в последние годы вызывает все больший интерес публики. В афишах концертных залов они появляются не только в связи с крупными датами и событиями. Оперы звучат и в Троянцы1рамках международных фестивалей, приуроченных к юбилеям выдающихся артистов, и в качестве музыкального приношения великим деятелям, и как спектакли оперного театра МГК в Большом зале консерватории…

Ежегодный «Пасхальный фестиваль» под руководством Валерия Гергиева – всегда особое событие для Московской консерватории. Маэстро с оркестром, хором и солистами Мариинского театра привозит подчас совершенно неожиданные, редко исполняемые произведения. В прошлом году в одном из концертов фестиваля прозвучали третий акт «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и третий акт «Парсифаля» Вагнера. А совсем недавно состоялось поистине замечательное событие: Валерий Гергиев представил московской публике оперу Гектора Берлиоза «Троянцы».

Троянцы2Исторически судьба «Троянцев» с самого начала складывалась неудачно. Свою грандиозную пятиактную оперу, включающую две самостоятельные части – «Падение Трои» и «Троянцы в Карфагене», – Берлиоз так и не смог увидеть на сцене без купюр. Первая часть дилогии была поставлена лишь в 1879 году (через 10 лет после смерти композитора) в парижском театре «Шатле». Премьера полной версии сочинения на немецком языке состоялась в Карлсруэ (1890), на языке оригинала – в Брюсселе (1906). Историческое возрождение шедевра Берлиоза и триумфальное шествие по мировым оперным сценам началось с исполнения дилогии Рафаэлем Кубеликом в театре «Ковент-Гарден» (1957).

Троянцы3В России целиком «Троянцы» не звучали никогда. Причины для этого были разные, и прежде всего – огромный масштаб оперы и большая трудность исполнения. Но редкое появление на сцене, безусловно, не касается художественной ценности произведения, музыка которого абсолютно гениальна.

11 апреля Большой зал был заполнен до отказа. Все находились в напряженном ожидании. «Троянцы», звучавшие около пяти часов (!) встретили самый восторженный прием у публики — музыкальный вечер прошел на одном дыхании. Такой успех оперы возник благодаря исключительному вдохновению, артистизму и полной самоотдаче всех музыкантов во главе с дирижером. Особенно выделились две драматические женские роли – Кассандра в первой части оперной дилогии и Дидона во второй. Их превосходно исполнили Екатерина Семенчук (меццо-сопрано) и Екатерина Губанова (меццо-сопрано). Партию Энея, главного мужского персонажа музыкальной дилогии, убедительно провел Сергей Семишкур (тенор). Хор очень органично вливался в действие, придавая звучанию масштабность и насыщенный колорит. И, конечно, как всегда на высоте был оркестр – в этот вечер ему было подвластно все, вплоть до мельчайших оттенков.

Троянцы4Необходимо особо поблагодарить организаторов концерта. Слушатели имели возможность приобрести буклеты, в которых не только была помещена подробная информация об участниках постановки «Троянцев», но и, что самое главное, был вложен полный текст либретто оперы на русском языке, в зале звучавшей, естественно, по-французски. Это позволило слушателям внимательно следить за происходящими сложными музыкально-сюжетными событиями от начала до конца.

Мария Стрелкова,
студентка III курса ИТФ

Поделиться ссылкой: