Снова «Русские сезоны»
№ 5 (103), май 2010
Несмотря на свою приверженность к масштабным сценическим действам, Большой театр не обходит своим вниманием и камерные постановки. 5 февраля 2010 года на его сцене давали вечер одноактных балетов. Эти спектакли, по сути, являются премьерными, ведь они шли на сцене Большого всего несколько раз. Приятно было видеть, что в программу из трех отдельных балетов вошли два современных сочинения: кроме «Серенады» П. И. Чайковского (знаменитый балет Джорджа Баланчина) вниманию зрителей предлагались захватывающий «Урок» Жоржа Делерю и красочные «Русские сезоны» Леонида Десятникова.
Последнее время на сцене Большого театра можно довольно часто видеть произведения композиторов новейшего времени – чего только стоит «Воццек» Альбана Берга! Любому театралу сразу ясно, что Большой взял курс на продвижение музыки XX века и всячески поддерживает контакты с современными композиторами. Балет «Русские сезоны» – еще одно открытие театра того же порядка.
Интерес к музыке Десятникова по-прежнему высок. Многие помнят скандальную премьеру его оперы «Дети Розенталя» еще на главной сцене Большого театра (2005) – спектакля, который затем получил специальный приз на фестивале «Золотая маска» (2006). На данный момент Десятников является одним из самых исполняемых современных российских композиторов. Большую часть его творческого наследия занимают оперы и музыка к кинофильмам.
Название «Русские сезоны» сразу интригует зрителя, хотя неизвестно, имел ли в виду автор какие-то параллели с парижскими гастролями русских музыкантов, организованных Дягилевым в начале прошлого века. Скорее, в музыке Десятникова ощутимы связи с образами природы, с почвенностью русской земли, а возможно, и со сменой времен года (хотя мое мнение вполне может быть опровергнуто – балет бессюжетен).
В музыке сочинения композитор продолжает традицию своих великих предшественников – Римского-Корсакова, Стравинского. Весь материал опирается на интонации русского фольклора, причем автор стремится сохранить характерные особенности звучания русских народных песен, обращаясь к самым древним их пластам. Здесь перед нами предстают и картины деревенского быта, и задорные пляски, и горестные плачи. Все это многообразие передается не только оркестровыми средствами, но и голосом сопрано, который Десятников включил в партитуру балета.
Певица Яна Иванилова, исполнявшая вокальную партию, справилась со своей задачей великолепно. Она сумела очень точно передать характерное звучание народных песен, не выходя за рамки академического пения. Надо отдать должное и дирижеру балетного вечера – Игорю Дронову. Он, как известно, большой специалист в области современного исполнительства. Его прочтение музыки Десятникова было безупречным.
Яркая, красочная постановка «Русских сезонов» (хореограф-постановщик Алексей Ратманский) ни на секунду не давала слушателям заскучать. Зрелищный спектакль, завершавший большой балетный вечер, несомненно, останется в памяти зрителей.
Анна Ракитина,
студентка III курса ИТФ