Новая жизнь самобытных напевов
№ 5 (103), май 2010
В одном из южных городов Украины – Запорожье – недавно состоялась симфоническая премьера. Местный филармонический оркестр под управлением дирижера Сергея Скрипника исполнил «Фантазию на русские темы из фольклора молокан Приазовья». Ее автор – студент V курса Московской консерватории Григорий Рымко. В культурной жизни города эта премьера стала заметным событием: сообщения о ней появились как в прессе, так и в телеэфире.
Как же получилось, что музыка московского композитора прозвучала в этих краях? Несколько лет назад по инициативе Русского национально-культурного общества Запорожья (председатель – В. В. Демин) сюда была направлена фольклорная экспедиция МГК во главе с доцентом Н. М. Савельевой. Одной из целей поездки было изучение певческой культуры духовных христиан-молокан, живущих в Приазовском крае. Среди участников был и будущий автор «Фантазии». «Молоканское пение, – рассказывает он, – произвело на меня столь глубокое впечатление, что мне захотелось передать его звучание, его особый образный и интонационный строй средствами музыки профессиональной». Пожалуй, это единственный случай, когда малоизвестная культура молокан получила свое воплощение в композиторском творчестве.
Молокане – особая этно-религиозная группа, своего рода «русские протестанты». В основе их богослужебной практики лежит Библия (кстати, отсюда и название «молокане» – вкушающие «млеко духовное», то есть слово Божие). На основе текстов из Ветхого и Нового заветов они исполняют псалмы, а также поют духовные песни на современные тексты. В повседневной жизни молокан бытуют и образцы традиционного фольклора – песни свадебные и протяжные. И эта самобытная культура в разных ее проявлениях – и суровая архаика псалмов, вобравших в себя отголоски исконно русского пения, и колоритные песни, и жанровые зарисовки сельской жизни – нашла воплощение в сочинении композитора.
Сам Г. Рымко не скрывает, что для его творчества обращение к фольклору имеет большое значение. В народной музыке, а также в традициях русской симфонической школы, восходящих к творчеству Глинки, Мусоргского и других корифеев, он находит для себя источник нравственной и духовной силы. И хотя в наши дни фольклорное направление в отечественной музыке несколько сдало свои позиции, все же оно остается актуальным. Его роль, прежде всего, заключается в сохранении древних памятников русской культуры. В народной среде старинные напевы, увы, постепенно забываются (угасание фольклорной традиции происходит повсеместно), но будучи претворенными в профессиональном искусстве, они могут получить вторую жизнь.
Музыка на народнопесенной основе всегда находит живой отклик у слушателя. Об этом свидетельствовала обстановка, царившая в концертном зале в день премьеры. Дебют молодого композитора был тепло встречен запорожскими слушателями, и особенно – гостями из молоканского села Нововасильевка. А после концерта местные жители даже подходили к автору и просили у него автограф. Остается надеяться, что «Фантазия на русские темы» – сочинение оригинальное и талантливое – со временем прозвучит и на московской сцене.
Собкор «Трибуны»,
студент ИТФ