Intrada
№ 6 (104), сентябрь 2010
В ряду самых интересных событий прошедшего учебного года особое место занимает приезд Питера Филлипса. Дирижер из Великобритании провел встречи с вокальным ансамблем «Intrada»: два мастер-класса, лекцию-концерт «Полифония высокого Ренессанса в Англии и Германии». Результатом творческого общения стал заключительный концерт, которым слушатели смогли насладиться в стенах англиканского собора.
Питер Филлипс – руководитель ансамбля «The Tallis Scholars», он известен во всем мире своей деятельностью, направленной на изучение и исполнение музыки эпохи Возрождения: регулярно проводит концерты, мастер-классы, хоровые семинары, организует летние школы, осуществляет записи, публикации нотных изданий и статей.
Встреча с таким маститым мэтром стала радостным и вместе с тем ответственным мероприятием. В организации подобного сотрудничества немалую помощь оказали М. А. Сапонов и кафедра зарубежной музыки. Но многое лежит на плечах ансамбля и ее руководителя, и это делает им немало чести. Ведь коллектив был создан совсем недавно: в октябре 2010 года ему исполняется 4 года. Но, несмотря на молодость, «Intrada» неизменно привлекает знатоков и ценителей аутентичного исполнения музыки. За сравнительно недолгое время существования ансамбль успел выступить на многих престижных концертных площадках Москвы и других городов России, а также поучаствовать в летних школах, организованных разными странами. Важнейшими событиями стали мастер-классы Майкла Чанса и Эммы Киркби, состоявшиеся в Москве.
Вокальный коллектив приглашают в качестве гостя на различные фестивали, и у него уже сложился круг любимых залов. В их числе Малый зал филармонии в Санкт-Петербурге (в ноябре 2007 года «Intrada» исполнила там мессу Уильяма Берда), Рахманиновский и Большой залы консерватории (в них ансамбль выступал в рамках фестиваля «Возвращение» и Х международного органного фестиваля в 2010 году), а также англиканский собор Св. Андрея (где уже два раза коллектив давал концерты под руководством Питера Филлипса).
Начиналось же все в 2006 году по инициативе Екатерины Антоненко – ныне художественного руководителя ансамбля, а в то время студентки консерватории третьего курса. Она собрала вокруг себя группу молодых хористов, которых объединяли любовь и интерес к старинной музыке. Большое участие в создании «Intradа» принимал Г. И. Лыжов, который очень поддерживал студентов и даже пел в партии теноров первые полгода существования коллектива.
Для участников ансамбля интерес к старинной музыке не ограничивается лишь удовольствием от ее исполнения. Выпускница дирижерского факультета, Екатерина в настоящее время обучается в аспирантуре на кафедре истории музыки. Такая склонность руководителя ансамбля к научным исследованиям отразилась и на деятельности «Intradа»: серьезный подход в выборе репертуара, в котором большое место занимают сочинения, впервые прозвучавшие в России в исполнении ансамбля; сотрудничество с музыковедами как российскими, так и зарубежными. Немаловажным для коллектива является знакомство с текстовыми первоисточниками, конечно же, там, где оно возможно. По словам Екатерины, это часто может дать ключ к исполнению музыки. Разумеется, на репетициях работа связана с современными редакциями, что гораздо удобнее и экономит время, но и редакции проходят отбор и предпочитаются самые качественные.
На сегодняшний день участники ансамбля – это в основном выпускники и студенты консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных – люди с прекрасным образованием. И наравне с вокальным профессионализмом, увлеченностью музыкой в участниках «Intradа» ценятся чувство личной ответственности, доброта и взаимное расположение.
Репертуар вокального ансамбля поначалу был ориентирован на произведения эпохи Ренессанса, но постепенно он расширялся, и теперь в него входят сочинения XVI–XVIII вв. В числе композиторов, чью музыку мы слышали в исполнении «Intradа», – Преториус, Шютц, Букстехуде, Фробергер, Палестрина, Маренцио, Лассо, Берд, Перселл, Шеппард, Гиббонс, Томкинс и многие другие. А в январе 2010 года коллектив был приглашен на фестиваль «Возвращение» для исполнения фуги Глена Гульда «So you want to write a fuge?». Это было первое выступление, связанное с современной музыкой, и, по признанию хористов, оно принесло им массу удовольствия.
Хочется надеяться, что репертуар ансамбля будет пополняться все новыми произведениями, принадлежащими разным эпохам и стилям. Пожелаем певцам разнообразных творческих встреч и плодотворного общения, а также дальнейшего роста мастерства в исполнении старинной музыки. Ведь у юных музыкантов есть для этого все: инициативность, смелость и активная творческая позиция – залог успеха!
Олеся Янченко,
студентка IV курса ИТФ