Какова цена мастерства?
№ 6 (104), сентябрь 2010
Задумывались ли вы над тем, что есть хорошо или плохо исполненная классика? Дать негативную оценку фильму, драматическому спектаклю, современному перфомансу – по сути может любой, легко подкрепив это всплывшими в памяти конкретными примерами или просто заявив – «мне не понравилось». Но у кого хватит смелости сказать такое, выходя, например, из Большого зала консерватории? Не побоитесь ли показаться невежей? Или вы предпочтете впредь не посещать такие концерты? На мой взгляд, это не самый лучший выход.
Как и в любом искусстве, в музыке есть взлеты или падения, талантливые открытия или занудное повторение уже пройденного. Сложность заключается в том, чтобы определить, где – открытие, а где только испорченный вечер. Есть хрестоматийные сочинения – «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, Пятая симфония Бетховена… Или «Тоска» Пуччини… Представим, что вы пришли на нее и с трудом высидели спектакль. Значит ли это, что вы не доросли до классики и поэтому вам скучно? Ответ – нет.
Со мной случилась подобная история, связанная как раз с «Тоской». Пару лет назад я отправилась в один из московских театров на тогда еще совсем малознакомую мне оперу. Вооружившись кратким содержанием и освежив в памяти жизненный путь Пуччини, я стала слушать. И музыка захватила, как и сама прекрасная история трагической любви. После заключительной сцены оперы, где оба героя погибают, хотелось рыдать!
Год спустя я отправилась во второй раз на этот же спектакль, захватив с собой друзей. И какого же было мое удивление, когда я начала невыносимо скучать уже на двадцатой минуте оперы. «Тоска» превратилась для меня в самую, что ни на есть тоску, причем длящуюся вечность.
Разгадка столь разительной перемены крылась в том, что мы попали на другой состав исполнителей – невыразительная актерская игра, слабые голоса, а порой просто фальшь. А будь это первый просмотр?! Если искать простых аналогий, то это все равно что смотреть любимый фильм в отвратительном переводе, с тихим звуком, да еще и на рябящем темном экране. Да, конечно, фильм все равно останется ярким и интересным, но уже не произведет того впечатления, которое мог бы.
Подобное случается и с классической музыкой. Как обидно видеть скучающие лица во время исполнения квартетов Бородина или романсов Чайковского. Возможно, что многие из «скучающих» слышат эти произведения впервые и не подозревают, как они должны звучать. В музыке надо все же ориентироваться, знать ее «грамматику», стилистику эпох, чтобы понять, насколько качественно исполнение и соответствует ли оно данному сочинению, или почувствовать, что выступающие не успели доучить этот опус к концерту, оттого и играют лишь ноты, не вкладывая ничего больше. В итоге слушателю скучно, неинтересно, душа не оживает, нет ни прилива сил, ни эмоций… Но ведь виной тому не само произведение! Не менее важен исполнитель, его мастерство и талант.
Не все то золото, что блестит. Не все то «классика», что исполнено в «Большом зале», но становится ею, когда исполнено Мастером. Так может быть, многим стоит сменить свое настороженное отношение к высокому искусству – перестать его бояться, обходить стороной, а вновь и вновь пытаться почувствовать себя ценителями прекрасного.
Наталья Никонова,
студентка IV курса ИТФ