Вечер в романтическом духе
№ 7 (105), октябрь 2010
Незабываемым воспоминанием откликается в памяти майский концерт «Избранные страницы немецкой музыки». Тот музыкальный вечер погрузил слушателей в особую атмосферу, навеянную шедеврами Франца Шуберта и Гуго Вольфа.
То, что композиторы принадлежат к разным поколениям, обогатило программу концерта, очерченного рамками одной эпохи. Легкость, с которой слушалась музыка, можно, наверное, объяснить разнообразием жанров: фантазия, серенада для струнного квартета, вокальный цикл и фортепианный квинтет. Различные по составу исполнителей и тематике, произведения органично сочетались, будучи пронизаны единым романтическим духом.
Концерт начался с Фантазии до мажор для скрипки и фортепиано (D 934) Шуберта. Исполнители – Степан Якович и Павел Нерсесьян – уже давно снискали заслуженную любовь публики. Музыканты продемонстрировали высокое мастерство ансамблевой игры, порадовали богатством оттенков. В Серенаде для струнного квартета Вольфа и квинтете «Форель» Шуберта, прозвучавших во втором отделении, они органично продолжили эту линию и вдохновенно передали атмосферу ансамблевого музицирования XIX столетия. Практически все исполнители – выпускники Московской консерватории и ее аспирантуры, яркие музыканты Камерного ансамбля «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета: Степан Якович (скрипка), Сергей Ломовский (скрипка), Нина Мачарадзе (альт), Алексей Толстов (виолончель) и Мирослав Максимюк (контрабас).
Однако кульминацией концерта для многих в тот вечер стало выступление Яны Иваниловой и Павла Нерсесьяна, которые вдохновенно исполнили девять песен Гуго Вольфа на стихи немецких поэтов – П. Хейзе, Э. Гейбеля, Э. Мерике, Р. Райтника, И. Гете.
Каждое выступление Я. Иваниловой поражает до глубины души – настолько сильны обе стороны ее артистической личности: талант и мастерство. Будучи выпускницей Российской академии музыки им. Гнесиных (класс В. Н. Левко), певица совершенствовалась в аспирантуре Московской консерватории у Н. Л. Дорлиак, а затем стажировалась в Австрии и Канаде, занимаясь у виднейших профессоров: Ингеборги Вамзер, Петера Берна, Мари Девалюи. Она обладает удивительной красоты голосом – чистым, сильным и в то же время очень гибким и подвижным.
Пение Я. Иваниловой никого не оставляет равнодушным. И в этот раз диапазон ее выразительности в песнях Вольфа достигал колоссальных пределов: от умиротворенного спокойствия («Колыбельная») до неистовых восклицаний («Миньона»), от плача («Покинутая девушка») до торжественно-боевого призыва («Крысолов»).
Известно, что в подобных дуэтах многое зависит от пианиста. И, безусловно, успех песен Вольфа стал возможен благодаря искусству профессора Московской консерватории Павла Нерсесьяна. В этот вечер он вообще проявил себя как профессионал широчайшего профиля: играл в квинтете, в ансамблях со скрипачом и певицей, чутко сопровождая игру солиста. Именно благодаря высокому мастерству обоих музыкантов песни Вольфа в этот вечер предстали как богатая галерея разнообразных эмоциональных состояний.
Публика не могла не оценить отдачу, с которой выступали артисты. И после того как аплодисменты в какой-то момент вторглись в цикл, слушатели стали благодарить музыкантов уже за каждую песню, устроив продолжительные овации и в конце их выступления.
Олеся Янченко,
студентка IV курса ИТФ