От песни до рапсодии
№ 7 (105), октябрь 2010
Межфакультетская кафедра фортепиано ежегодно проводит нескольких тематических циклов, чередуя концерты педагогов со студенческими выступлениями. В свое время инициатива была поддержана ректором профессором А. С. Соколовым, и вот уже в течение полутора десятков лет в Рахманиновском зале идут программы шести тематических серий: «Музыка ХХ века», «В кругу друзей. Легкая музыка ХХ века», «Роняет лес багряный свой убор… (Из Пушкинского времени)», «Музыкальный салон» (редко исполняемые камерные произведения), «Памятные даты» (посвященный памяти наших учителей) и «От песни до рапсодии (музыкальный фольклор в композиторском творчестве)».
Очередной концерт цикла «От песни до рапсодии» прошел в конце весны. Открывая вечер, проф. А. В. Самонов сказал: «Многие видные композиторы мира в периоды депрессии, на перепутье своих устремлений обращались к фольклору как источнику очищения и вдохновения. Мы хотели бы пробудить интерес наших слушателей к фольклору и противопоставить истинную народную традицию псевдофольклору эстрад… Нет ничего важнее сохранения основ нашей культуры, ее фундамента, которым и является народное искусство».
Слушателям запомнились открывшие концерт Три русские народные песни («Величальная», «Рекрутская», «Масленичная») А. В. Самонова для виолончели и фортепиано в прекрасном исполнении Ю. Подстаницкого в сопровождении автора. В программу вошли и редко звучащие со сцены Вариации на тему русского танца Л. Бетховена (Е. Максимов), Рапсодия на кабардино-балкарские темы С. Фейнберга (Н. Деева), Венгерские напевы для скрипки и фортепиано А. Я. Эшпая («Премьер-дуэт»: Л. Дмитерко и Т. Рубина). Проникновенно прозвучали «Песня и частушки Варвары» из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина (И. Милюхина в сопровождении Е. Андреевой). Достойным завершением программы стало исполнение Венгерской рапсодии № 12 Ф. Листа Д. Григорцевичем, игра которого впечатлила изяществом и устремленностью.
Почти половину концерта составили вокальные номера – русские, испанские, неаполитанские, болгарская, армянская народные песни, фрагменты из опер Щедрина, Дворжака и Гершвина. Эмоциональный отклик слушателей вызвали негритянские спиричуэлы «Deep river» и «Jerico», живо и артистично исполненные Полиной Арцис. Обилие вокальной музыки отвечало многочисленным просьбам благодарных слушателей, которые высоко ценят творческий и просветительский пафос концертной деятельности межфакультетской кафедры фортепиано Московской консерватории.
Дарья Кротова,
выпускница ИТФ