Увлекать искусством
№ 8 (106), ноябрь 2010
Музыкальное образование в России славилось особой тщательностью, продуманностью процесса обучения детей, из которых впоследствии получались прекрасные специалисты в различных областях искусства. Расцвет такого образования приходится на вторую половину XX века. Его результатом стало появление целой плеяды выдающихся музыкантов прошлого столетия.
Как же вновь приблизиться к тому уровню преподавания? Этими вопросами сегодня задаются многие музыканты. Ведь для того, чтобы принять в высшее учебное заведение подготовленных учеников, должна быть хорошо организована деятельность музыкальных школ, закладывающих фундамент, на котором будет строиться все дальнейшее обучение молодого специалиста.
Вопросы образования в широком смысле слова волнуют многих. В радио- и телеэфирах, в газетах и журналах непрерывно идут дискуссии на эту тему. И о ЕГЭ, и о профессиях, пользующихся наибольшим спросом, и, конечно, об общем уровне абитуриентов, который, по мнению большинства, снижается. И все сходятся на том, что проблема кроется в школьном образовании.
А в чем заключаются задачи педагогов музыкальных школ? Задается ли сейчас хоть кто-нибудь вопросом развития эстетического вкуса у детей? И какие нужны программы, корректирующие сложившуюся систему образования, которая в основе своей вполне приемлема?
Всегда интересно заглянуть в прошлое и посмотреть, как себе представляли обучение наши великие предшественники. Н. А. Римский-Корсаков, к примеру, говорил, что «музыкальная школа – обязательный курс знания и воспитания» для развития музыкальных способностей и дарования, что «строение всякой мелодии обуславливается двумя факторами: гармонией и ритмом». Поэтому в основе музыкального слуха лежат: слух «гармонический» и слух «ритмический» – «ритмическое чувство». Для артиста, по словам композитора, «желательно равномерное развитие этих способностей. Это достигается музыкальным воспитанием». Гармонический слух развивается упражнениями по сольфеджио, а ритмический приобретается совместной игрой или совместным пением, а также упражнениями в игре с метрономом. Столь простая система говорит в пользу не облегченной формы обучения, но только самой необходимой.
На мой взгляд, главные составляющие успеха педагога в работе с детьми – стремление передать собственные знания каждому, без каких-либо личных предпочтений. А также воспитание вкуса и любви к искусству, даже если идти в музыкальную школу родители ребенка заставляют. И дело не в том, конечно, что сейчас дети вроде потеряли всякую тягу к музыке – этого не может быть! Дело в том, насколько педагог имеет тягу к преподаванию в музыкальной школе. Необходимо больше творческой работы и меньше схем – хорошим толчком, например, может послужить подготовка к всевозможным фестивалям, конкурсам, межшкольным выездам и даже просто к отчетным вечерам.
По словам Римского-Корсакова, «несомненным спутником высших способностей, технических и слуховых, является любовь и увлечение искусством». Увлекать искусством – к этому мы и должны стремиться!
Мария Стрелкова,
студентка IV курса ИТФ