Приходите к нам еще!
№ 9 (107), декабрь 2010
Признаюсь, я очень люблю кино. И уже в детстве пересмотрел все фильмы, которые были собраны моими родителями. В этой коллекции лучших фильмов мирового кинематографа были, разумеется, и картины А. Тарковского, А. Михалкова-Кончаловского, Н. Михалкова и других замечательных режиссеров. Меня не очень смущало, что далеко не все из увиденного я мог осмыслить. Многое из того, что оставалось загадочным на экране, раскрывалось для меня в звучании музыки, создавая в воображении удивительные, захватывающие, волнующие, трогательные образы. Позже я узнал, что музыку к полюбившимся фильмам написал Эдуард Артемьев. Поэтому на объявленную встречу с Э. Н. Артемьевым, которую организовал Клуб молодых композиторов Московской консерватории, я шел с особым чувством и даже некоторым волнением.
Основоположник отечественной электронной музыки, легендарный кинокомпозитор, автор огромного числа симфонических и камерных сочинений, творец многих ярких событий международной музыкальной жизни… – бессмысленно пытаться перечислить все достижения и заслуги Э. Артемьева в сфере музыкального искусства. Творчество композитора распространяется на мир Музыки в целом, затрагивая самые разные ее грани (от авангарда, новаций электронной музыки, музыки для кино и театра до композиций в стилях рок и диско) и вовлекая их в таинственный процесс звукотворчества.
Звучание последних работ маэстро – музыки к фильму «Щелкунчик» и фрагментов оперы «Преступление и наказание» – стало своего рода музыкальным прологом встречи. Сама идея музыки «Щелкунчика» может вызывать споры. Но Чайковский, видимо, в данном случае не столько источник тематизма (прямое цитирование здесь не главное), но некая звуковая реальность, широко распространенный «элемент» окружающего нас звучащего мира, от которого и отталкивается автор. Совершенно иной музыкальный импульс положен в основу оперы «Преступление и наказание» – это эстетика, близкая музыке рока, нашедшая отражение в особой энергетике, саунд-решениях, специфической вокальной манере исполнения. Оба проекта, кстати, рождены сотрудничеством с А. Кончаловским.
Вообще тема дружбы и творческого сотрудничества Э. Артемьева с выдающимися деятелями культуры, в особенности с кинорежиссерами А. Тарковским, А. Кончаловским, Н. Михалковым, активно обсуждались на встрече. Было интересно узнать у маэстро, как возникало то соавторство, при котором музыка по силе художественного воздействия часто выступает наравне с видеорядом. Обсуждались музыкальные решения режиссерских замыслов и подбор выразительных средств для их воплощения. Мастер дал много интересных и полезных советов молодым композиторам, пробующим себя в этой области.
Слушателей интересовало отношение Эдуарда Николаевича к музыке вообще, современной музыке и музыке будущего. Разговор на серьезные творческие темы перемежался с забавными воспоминаниями, казусами из жизни маэстро и его знаменитых друзей и коллег, что дополнительно придавало беседе живой, непринужденный характер. Не обошлось и без традиционного вопроса о творческих планах. Ближайший из них – завершение работы над фильмом Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2».
Очень хочется поблагодарить организаторов встречи за возможность живого общения с композитором, а самого Эдуарда Николаевича за внимание, доброжелательность и время, щедро подаренное молодым коллегам.
Эдуард Николаевич, приходите к нам еще!
Александр Симоненко,
студент II курса КФ
Фотографии Екатерины Лозбеневой