Ударное открытие
№ 1 (108), январь 2011
Не успела открыться «Московская осень», как все оглохли! А ведь слушать впереди еще придется много… Марк Пекарский буквально «порвал» первым рядам перепонки своими «Сигналами»! До исступления и остервенения высекались нарочито одни и те же ритмы, а к концу барабанная дробь, исполняемая всеми и сразу, просто лишила (по крайней мере меня) элементарного ощущения тембра малого барабана. Казалось, что звучит одна гремящая масса и гром этот очень продолжительный. Такой эффект можно сравнить с чисто тактильными ощущениями: если долго держать руку под холодной струей, то вода начинает казаться жутко горячей. Так и здесь – наш замечательный организм постепенно включает самозащиту и как бы закупоривает хрупкое слуховое устройство. Затем, чувствуя некоторую отрафированность ушей, даже привыкаешь к такому издевательству…
А собственно открылась «Осени прекрасная пора», как и полагается, трубными фанфарами Бриттена под названием «Фанфары для Эдмондсбери». И это было очень кстати. Почаще бы такой торжественности в начале концерта, она сразу создает приподнятое настроение у слушателей.
Но это еще не все приятные сюрпризы первого концерта фестиваля, состоявшего полностью из музыки для ударных. Прозвучавшая в Москве «Промзона» Георгия Дорохова для экстремального сопрано и ансамбля ударных, как стало известно из вступительного рассказа Марка Ильича, является второй редакцией сочинения «Русское бедное», написанного для одноименного фестиваля в Перми. Авторский замысел предполагал использование мусорных баков, ведер, молотков, корыта, досок в качестве «инструментов». Однако по просьбе главы ансамбля Георгий «причесал» сочинение и в новой редакции вместо баков поставил нормальные барабаны (еще бы – мусорная тара на сцене Дома композиторов!). Сопрано Наталии Пшеничниковой также показалось не на шутку «экстремальным» – оно кричало, хрюкало, пугающе рыкало… Но и пело тоже: постепенно шло очеловечивание звуков, издаваемых голосом, и к концу появилось больше вокала в традиционном смысле. К сожалению, примерно половина публики состояла из невоспитанных людей, которые начали громко смеяться и говорить. Но у понимающих музыкантов это сочинение оставило удивительное послевкусие, а некоторых даже задело до слез. Поздравления автору!
Первое отделение завершилось «по-царски»: прозвучал знаменитый опус «Вначале был ритм» Софии Губайдуллиной. Накануне открытия «Осени» в консерватории прошла встреча с композитором, и исполнение этого, по словам автора, «ритуала» на фестивале стало органичным продолжением общения с «живой легендой». Сочинение показалось тихой кульминацией всего концерта (в нем превалирует игра не палочками, а пальцами и руками) и для всех почитателей творчества Софии Асгатовны явилось долгожданным событием.
Первоклассные ударники показали себя и в сольном амплуа. Второе отделение открыло сложнейшее сочинение Франко Донатони 1985 года для солирующей маримбы. Оно посвящено выдающемуся ударнику и другу композитора и названо его именем «Омар». Эта музыка исполняется крайне редко в силу ее виртуозности, и браться за нее осмеливаются лишь избранные. Дмитрий Щелкин продемонстрировал публике прекрасное владение инструментом – качество проделанной работы на лицо.
Затем прозвучала «Акция» Мартынова – коронный номер, «визитная карточка» ансамбля (как говорит Пекарский), наряду с антрактом из оперы «Нос» Шостаковича. Эта вещь, полная неистового напора и грубой силы, отточена ансамблем до блеска.
А венчала программу премьера «Теории механизмов и машин» Алексея Сысоева. Лично на автора данных строк оно оказало громадное впечатление. Композитору удалось добиться такого качества звукоизвлечения, которое максимально приближало к звучанию различных механизмов, гаек, болтов… В сочинении участвовал рояль (пианист Юрий Фаворин), который удивительно органично вписывался в общую атмосферу стука, звона, трещания, бренчания и т. д. Солирующему роялю был отдан весь средний раздел, а заключительное возвращение ударных оказалось не лишенным сюрпризов: появилась крупа, высыпающаяся на тарелки, шарики от пинг-понга… По продолжительным овациям публики стало ясно, что сочинение оценено по достоинству, как, впрочем, и все «ударное» открытие фестиваля…
Наталия Попова,
студентка IV курса ИТФ