Колоритная «мозаика»
№ 1 (108), январь 2011
Сочинение музыки в наше время считается достаточно прибыльным делом, и многие, чувствуя в себе тягу к творчеству, пытаются писать – для эстрады, для сериалов, даже для рекламы. Среди такой пестроты современного музыкального творчества ухо профессионала, который привык к хорошей музыке, «тоскует». Мы, воспитанные в иной слуховой среде, чем остальные, хотим слышать хорошую музыку не только в академических залах, но и в повседневной жизни. И не довольствоваться лишь творчеством ремесленников, которые ради выгоды заполонили звуковое пространство современного музыкального мира…
Спасаемся мы не только классикой, но и хорошей музыкой наших с вами современников. Поэтому особенно приятно встретить на своем профессиональном пути людей, которые сочетают в себе такие свойства, как прекрасная композиторская школа, истинное желание творить (без примеси коммерции) и музыкальная одаренность.
Впервые я услышала произведение Анны Поспеловой на концерте кафедры композиции, где она исполняла свою Сонату для фортепиано. Позднее в неоднократных беседах с Аней мне удалось многое узнать о ней самой, а также познакомиться с ее произведениями.
Аня окончила с отличием фортепианное отделение Московского областного училища имени С. С. Прокофьева (2006). Начав там же заниматься и композицией, она много сочиняла для фортепиано и камерных составов с его участием. А после поступления в Московскую консерваторию (класс проф. Т. А. Чудовой) одной из важных сфер ее творчества стала музыка для духовых инструментов, которые, по словам композитора, увлекли ее особенным звучанием. На фестивале современной музыки «Московская осень-2010» Аня представила свое последнее сочинение «Мозаика» для духового оркестра.
Состав духового оркестра, с одной стороны, невероятно сложен для композитора, потому что не предполагает большого тембрового разнообразия внутри сочинения. С другой стороны, он очень интересен, позволяя композитору раскрыть свою фантазию. Мы привыкли, что такой состав – признак военного ансамбля, однако автор смогла показать, что он может выполнять очень разные функции – от колористической до мощной и даже драматической. Это вылилось в ясную концентрическую форму, в центре которой находится удивительный по своему колориту эпизод с glissando арфы и виртуозным кларнетом (по словам композитора, в нем воссоздаются картины морского пейзажа, крики чаек…). Многое в услышанном сочинении мне показалось знакомым. Прежде всего напомнило Стравинского: и избранным составом (Стравинский невероятно любил духовые инструменты за их «способность дышать»), и использованием нерегулярной акцентной ритмики в крайних частях сочинения.
Как известно, в композиторском творчестве возможны две крайности: талант без образования (вспомним хотя бы М. П. Мусоргского) или образование без таланта (примеров масса). Ни то, ни другое к Ане не относится. Для любого композитора важно слышать свои произведения со сцены – и с этим Ане тоже повезло. Ее сочинения звучали во всех залах консерватории, в Доме композиторов; ее произведения, отобранные по конкурсу, издавались в сборниках современных авторов; ее музыка – постоянный участник программ различных фестивалей не только в России, но и за рубежом (во Франции)… Я уверена, что у нее впереди интересное будущее!
Екатерина Спиркина,
студентка IV курса ИТФ