Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Лирическая исповедь

№ 1 (108), январь 2011

Лучшее, что было накоплено в музыке XIX века, не потеряло в его творчестве своей силы, но приобрело строгость и аскетичность «одежд» XX века, умение кратко и просто высказывать мысли… Таков не столь давно ушедший из жизни Михаил Тертерян – композитор, пианист, педагог. Его музыка звучит не часто, хотя перу автора принадлежат Вариации для фортепиано с оркестром, Виолончельная соната, камерные сочинения, вокальные и инструментальные. В прошедшем году в Музее музыкальной культуры им. Глинки состоялся вечер его памяти. Для многих слушателей этот концерт стал открытием.

В исполнении ученицы М. Б. Тертеряна, великолепной пианистки и органистки Марии Макаровой, звучала фортепианная музыка композитора: Элегия памяти Эмина Хачатуряна, Полифоническая пьеса № 2, две прелюдии, Полька-шутка, Хорал. Несколько пьес, разных по характеру, но схожих в одном: они трогают глубиной содержания, сосредоточенностью мысли, скрытыми за изящной мелодикой, яркими, но не вычурными гармониями. В каждой из них проводится краткая, но важная мысль.

Звучала и камерно-вокальная музыка Михаила Бабкеновича. Она продолжает традиции романсов и песен П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова при ощутимом влиянии и XX века, особенно в области гармонического языка. Подобно французским символистам композитор освобождает голос (Татьяна Рубинская, меццо-сопрано) от «обязанности» соперничать с роялем: исполнители соединяются в дуэте двух друзей, уважающих и горячо любящих друг друга. М. Тертерян обращается к поэзии классиков (Ф. Тютчев) и своих современников – О. Туманяна, М. Маркарян, каждый раз находя новое музыкальное решение.

В последние годы часто возникают дискуссии, посвященные судьбе современной музыки. Размышления о дальнейших путях развития серьезного искусства занимают умы и композиторов, и искусствоведов. Порой музыку композиторов второй половины XX века, не стремящихся к революционным новшествам и сверхновациям в творчестве, упрекают в старомодности. Но всегда найдутся музыканты, которые воскликнут: о какой моде может идти речь! И действительно, разве теряется интерес к романтикам лишь от того, что их век уже прошел?! Лирическая исповедь, откровение души, умение видеть красоту жизни и по-настоящему ей радоваться никогда не выйдет из моды. Точнее, мода – бессильна перед ними, поскольку их век – вечность…

Хочется надеяться, что и музыка Михаила Тертеряна будет продолжать звучать на концертах и музыкальных вечерах, помогая слушателям радоваться каждому дню жизни.

Наталья Никонова,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: