Во славу Девы и Короля-Солнца
№ 1 (108), январь 2011
Славной традицией стали вечера памяти Олега Кагана в Москве. В ноябре этого года в рамках уже XI международного фестиваля «Памяти великого артиста» состоялось несколько концертов. В них звучала великолепная музыка – как не столь часто исполняемые произведения Бруха и Блоха, так и излюбленные исполнителями сочинения Брамса, Вагнера, Малера, а также Шнитке. Большинство программ фестиваля включало музыку для солирующей виолончели, которую исполняла Наталия Гутман, вдова Олега Кагана и бессменный руководитель двух ежегодных фестивалей его памяти – в Москве (с 1999 г.) и в германском Кройте (с 1990 г.). Особым гостем фестиваля стал прославленный ансамбль «Hortus musicus» во главе с его бесподобным руководителем Андресом Мустоненом.
Андрес Мустонен организовал свой коллектив в 19 лет, еще будучи студентом Эстонской консерватории. И с тех пор на протяжении почти четырех десятилетий он занимает должность дирижера и художественного руководителя ансамбля. В 1970-е годы в Советском союзе практически не звучала старинная музыка и молодой коллектив сразу же занял одну из лидирующих позиций среди музыкальных ансамблей мирового масштаба. Музыканты «Hortus musicus» играют исключительно на старинных инструментах, придерживаясь аутентичной манеры исполнения. Их репертуар охватывает временной период, не укладывающийся в одно тысячелетие! В первоклассном исполнении можно услышать григорианский хорал, музыку эпохи Возрождения и Барокко, но кроме этого ансамбль исполнял – часто впервые – сочинения таких авторов, как А. Пярт, Г. Канчели, В. Сильвестров, А. Кнайфель, Л. Сумера, Э.-С. Тююр…
В этот вечер Андрес Мустонен, виртуозный скрипач и дирижер, выступал также в роли декламатора и даже танцора! Но главным, что никак не скрылось от глаз публики, было его абсолютное лидерство, которое проявлялось в нескончаемом потоке креативной энергии, исходящей от него. Бесспорно, Мустонен – незаменимый вдохновитель своих музыкантов, сообщающий им творческий импульс, так необходимый для работы и совершенствования исполнительского мастерства. Нужно обладать поистине редким даром, чтобы создать атмосферу такой непринужденности в зале – несомненно, каждый испытал чувство искреннего веселья.
Среди четырех концертов фестиваля этот вечер стоял особняком. Все второе отделение было посвящено испанской и мексиканской музыке XIII–XVI веков, прославляющей Деву Марию. Первое же отделение составляла театральная и придворная музыка «Короля-Солнца» Людовика XIV, относящаяся к ХVII веку. Темперамент яркого музыканта, его творческая изобретательность и обаяние проявились в обоих отделениях. И музыка «Во славу Девы» была исполнена с той же живостью, что и танцевальная музыка Люлли, Шарпантье, Сандрена и Буамортье. Инструментальные сочинения для ансамбля и сольных инструментов чередовались с вокальными трио, светская придворная музыка Парижа – с духовными сочинениями Испании и Мексики. Многие произведения во славу Девы Марии не имели авторства – это были многочисленные Анонимы из сборников XIV и XVI веков. Интересно, что чем менее индивидуален композиторский стиль (особенно в связи с духовной тематикой), тем больше возможностей проявить свои таланты у исполнителей. Так было и на этом концерте: участники «Hortus musicus», видимо, стремились достичь состояния средневековых музыкантов: когда один человек может выступать в разных музыкальных амплуа. Так, Олев Айномяэ в один вечер играл на поммере, блокфлейтах и шалмее, Теннис Куурме – на дульциане, поммере, блокфлейтах и раушпфайфе, Иво Силламаа – на клавесине и органе, а Рихо Ридбек сочетал прекрасный бас с комплектом ударных инструментов.
Особое доверие у публики всегда вызывает обращение к ней музыканта, находящегося на сцене. В одном из сочинений Андрес Мустонен, декламирующий текст, посчитал необходимым параллельно давать и его русский перевод. А что уж говорить о многочисленных шутках и остроумных выходках музыканта! Его необычайный артистизм и раскрепощенность не могли не подкупить даже самую академическую аудиторию. И нет ничего удивительного в том, что, уходя с концерта, многие напевали зажигательные мелодии и прокручивали в голове терпкие испанские ритмы.
Олеся Янченко,
студентка IV курса ИТФ