«Реквием» Моцарта на фестивале «Territoriя»
№ 5 (94), май 2009
Фестиваль современного искусства «TERRITORIЯ» появился лишь три года назад, но за это время он стал одним из ключевых культурно-образовательных событий в России. Двухнедельный марафон включал в себя театрально-музыкальные события, мастер-классы актеров и режиссеров, всевозможные перформансы и мероприятия всех возможных жанров, направлений и стилей… Что-то из этого зрители уже могли видеть прежде, что-то – шло за рубежом, но у нас ни разу не демонстрировалось, а некоторые произведения исполнялись и вовсе впервые.
«TERRITORIЯ – это искусство сейчас» – гласит лозунг фестиваля, и он очень емко отражает основные принципы программы. Во-первых, авангардность, актуальность. При всем стилевом разнообразии произведения «Территории» подчеркнуто антиакадемичны. И даже если в программе заявлен Моцарт, то можно быть уверенным, что без сюрпризов не обойдется. Второй ключевой принцип – это уникальность, неповторимость. Последнее – в прямом смысле слова. Главные постановки фестиваля создаются специально для него, и не факт, что будут еще когда-либо показаны. Наконец, третий принцип – это привязанность к конкретному моменту, своего рода импровизация, когда прямо на наших глазах рождаются музыка или сценическое действие, и мы становимся «соучастниками» этого рождения. В этом – главное отличие от других, более академичных фестивалей. Для нас создается «территория» искусства, и мы можем не только наблюдать со стороны за событиями, происходящими там, но и войти «внутрь», проникнуть в творческую лабораторию, почувствовать самые актуальные тенденции собственной кожей. Ну, а вдобавок ко всему – это шанс первыми увидеть новые работы «законодателей мод» российской сцены – Кирилла Серебренникова, Чулпан Хаматовой, Теодора Курентзиса…
Музыкальные программы Курентзиса всегда отличаются необычной концепцией и любопытным сочетанием классической и современной музыки. На этот раз Курентзис предложил дописать «Реквием» Моцарта (который, как известно, заканчивал ученик великого композитора Зюсмайер) четырем современным российским композиторам – Антону Сафронову, Владимиру Николаеву, Сергею Загнию и Анатолию Королеву. Каждый создал по одной части, таким образом вступая с Моцартом в своеобразный стилистический диалог. Коллективное творение получило название «…Реквием…» и прозвучало в исполнении оркестра Musica Aeterna Ensemble и хора New Siberian Singers – любимых коллективов Курентзиса. Солистами выступили сопрано Симона Кермес из Германии, российская певица меццо-сопрано Светлана Шилова, тенор Мартин Хилл и бас Корнелиус Хауптман. Затея, прямо скажем, провокационная и рискованная: смогли ли наши соотечественники и современники хотя бы приблизиться к уровню величайшего музыкального гения? Сделали ли они грамотную стилизацию под XVIII век или попытались «дорассказать» шедевр на современном языке? И удалось ли избежать стилистического разнобоя (вполне закономерного при работе четырех различных художников)?
Но после концерта все вопросы были сняты. Такого исполнения Реквиема я еще не слышал даже в записи. Несколько мелкие неточностей у солистов и инструменталистов только подчеркивали безупречное прочтение сочинения. Это один из редких случаев, когда участие современных композиторов в совместном написании музыки было органичным и, тем более, дало совершенно новое измерение музыке Моцарта. Огромное уважение вызывает отношение Курентзиса к музыке: совсем не было различия в исполнении по отношению к моцартовскому материалу и материалу современных авторов – тем самым была достигнута стилистическая ровность и не было провалов.
Фестиваль современного искусства «TERRITORIЯ» продолжает удивлять публику неординарными событиями. В числе поистине уникальных – прошедший концерт.
Евгений Сергеев,
студент IV курса ИТФ