Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Браво, клавесин!»

№ 5 (94), май 2009

КлавесинС 29 марта по 5 апреля в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки прошла неделя клавесинной музыки «Браво, клавесин!». Художественным руководителем проекта выступила Татьяна Зенаишвили – доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории. Цикл концертов был приурочен к юбилею клавесинного салона, который исполнительница проводит в музее без малого 10 лет.

Неделя клавесинной музыки открылась концертом Т. Зенаишвили «Клавирные вкусы Англии до и после Генделя». Под пальцами исполнительницы ожил английский клавесин работы Бурката Шуди 1766 года. Этот инструмент – подлинная жемчужина в коллекции музея, и звучит он не более одного раза в год. Концерт сопровождался занимательными комментариями солистки. Та же традиция была продолжена и другими исполнителями концертов недели клавесинной музыки.

Татьяна Зенаишвили воспитала в стенах Московской консерватории уже несколько поколений клавесинистов, и некоторые из них с радостью откликнулись на приглашение из Москвы.

В концерте 2 апреля принимали участие А. Корнилова (Нидерланды) и О. Филиппова (Москва). А. Корнилова представила программу из музыки династии Куперенов. Сочинения крупнейших представителей этого семейства очертили важнейшие вехи истории клавесинной музыки на протяжении полутора веков: со времени становления стиля в сочинениях Луи Куперена, через расцвет клавесинной музыки в творчестве Франсуа Куперена Великого, вплоть до конца XVIII века (пьесы Армана Луи Куперена), когда клавесин постепенно вытеснялся пианофорте. Во втором отделении концерта в исполнении О. Филипповой прозвучали сочинения И. С. Баха и Ж. Н. П. Руайе. Сочинения Баха отличала присущая клавесинистке экспрессивная манера, наполнившая музыку риторическим смыслом. Пьесы Руайе поразили публику виртуозным блеском и яркими театральными образами.

5 апреля на сцену Музея им. Глинки вышли М. Бродская (США) и М. Белая (Швейцария). М. Бродская представила программу из сочинений У. Берда, Г. Ле Ру, Ф. Куперена и Баха. Своими комментариями клавесинистка буквально вовлекала слушателей в исполнение «Французских фолий, или Домино» из 13-й Сюиты Куперена. М. Белая исполнила музыку итальянцев Д. Скарлатти и Б. Галуппи. В игре клавесинистки покоряло красивое звучание инструмента и очень береженое, даже трогательное отношением к исполняемым произведениям.

В концертах принял участие ансамбль старинной музыки «Altera Musica» из Самары. Важное место в репертуаре ансамбля занимает музыка русской усадьбы XVIII века. Исполнители работают с архивами музеев, дворянских семей, возвращая из забвения очаровательную музыку эпохи Жуковского – Карамзина с присущим ей сентиментальным обаянием. Камерное трио – О. Островская (руководитель ансамбля, спинет), Ю. Зюзин (гитара) и Е. Алехина (сопрано) – словно воскресили в своем концерте утраченную манеру quasi-усадебного музицирования.

Главным событием фестиваля, пожалуй, стал концерт Д. Голдобина (Франция). В первом отделении на клавесине были исполнены сочинения XVI-XVII веков. Во втором звучала музыка XVII века на барочной гитаре и музыка XXI века на клавесине – собственные сочинения Голдобина и джазовые импровизации на широко известные старинные гармонические схемы. Свободное общение с залом, артистичная манера исполнения вызвали настоящий восторг публики.

Естественным продолжением недели клавесинной музыки стала научно-практическая конференция «Клавесинное искусство: от истоков до наших дней», в которой участвовали как нынешние студенты клавесинного класса Татьяны Амирановны, так и профессора консерватории. Часть выступлений сопровождалась музыкальными иллюстрациями за клавесином, а интереснейший доклад Д. Голдобина «Гитарные традиции в итальянской клавирной пассакалье XVII века» под аккомпанемент барочной гитары.

Неделя клавесинной музыки стала настоящим подарком для всех ценителей и любителей старинной музыки. Хочется надеяться, что она станет ежегодным событием и займет свое место в музыкальной жизни Москвы.

Софья Гандилян,
студентка V курса ИТФ

Поделиться ссылкой: