Мистерия болгарских голосов
№ 5 (94), май 2009
22 апреля в Большом зале консерватории в рамках Пасхального фестиваля прошел концерт женского хора Государственного ТЕЛЕВИДЕНИЯ Болгарии, известный во всем мире как «Le Mystere des Voix Bulgares» («Мистерия болгарских голосов»), художественный руководитель и дирижер – Дора Христова.
Коллектив был основан в 1951 году композитором Филиппом Кутевым, чтобы сохранить уникальную национальную традицию женского пения. Первые концерты и радиотрансляции хора вызвали такой резонанс, что болгарское телевидение сразу предложило ему стать штатным коллективом. Сегодня хор из скромного уголка Восточной Европы состоит из двух десятков женщин разных возрастов. Участницы хора обаятельны, они с легкостью поют в трио, квартетах и других малых ансамблях, иногда с участием вокалистов-мужчин. В течение последних десятилетий хор активно гастролирует в Болгарии и за ее пределами, выступая на лучших сценах Европы, США и Азии.
Мировая известность пришла к коллективу в 1970-е годы, когда швейцарский продюсер Марсель Селлье выпустил первый сольный альбом хора, имевший большой успех во всем мире. В 1990 году за запись второго альбома под названием «Мистерия болгарских голосов – II» и в 1994-м за запись альбома «Ритуалы» хор был удостоен престижной музыкальной премии Грэмми.
Руководитель хора Дора Христова в 1971 году окончила Софийскую консерваторию по классу хорового дирижирования и музыкальной педагогики. Начало ее работы с хором «Мистерия болгарских голосов» датируется 1972 годом; одновременно в течение ряда лет она была руководителем Академического смешанного хора Болгарского радио. В 1985 году ей была присуждена докторская степень. За свои заслуги в искусстве Дора Христова неоднократно получала различные государственные премии.
Я шла на концерт, уже наслышавшись об успешных выступлениях коллектива в предыдущем Пасхальном фестивале. …Итак, я в зале, и на сцену выходят очаровательные женщины в красных, желтых, зеленых национальных нарядах, в их числе – Дора Христова.
Концерт состоял из духовных и фольклорных песнопений в обработке современных болгарских композиторов. Примечательным было то, что настройку для хора на каждое сочинение давал музыкант с народного щипкового инструмента, похожего на мандалину. Несмотря на то что концерт в основном состоял из выступлении женского хора, на сцену иногда выходил квартет мужчин-музыкантов, которые одновременно пели и играли на болгарских народных инструментах. Поразило публику выступление темпераментного барабанщика, который лихо отплясывал и вытворял разнообразные жонглерские трюки со своей барабанной палочкой. Песнопения были разного характера: лирические «Мома Хубава» («Прекрасная молодая девушка») П. Лендева, «Мома Руссанка» («Молодая девушка Руссанка») М. Иванова, трагические – песня «Бездетная женщина» Н. Кауфмана звучала как надрывный плач, «Тамен облак» («Темное облако») того же Н. Кауфмана, хороводные «Хоро» К. Стефанова, «Вито хоро» («Болгарский хоровод») Д. Христовой, где были использованы разные звукоподражательные слоги, такие как «дум-ба, дум-ба, дум-така-дум, така-дум», шуточные – «Эрген Деда» («Старый холостяк») П. Лендева, «Калугерине» («Старый монах») Н. Стойкова, «Дреме Ми Се Лега Ми Се» («Хочется спать, пойду-ка я в кровать») К. Колева.
Конечно, звучание этого коллектива уникально и похоже на глоток свежего воздуха. В то время, когда западные вокалисты пользуются полным, открытым звуком, опирающимся на диафрагму, певцы болгарской школы поют горловым голосом. Их музыка словно предназначена для исполнения на открытом воздухе. Тембры сфокусированы в диапазоне от единичных нот, которые участницы хора способны удерживать бесконечно, до вокальной акробатики напоминающей музыку Ближнего Востока. С точки зрения гармонии их исполнение еще более удивительно: вокалистки «нарушают правила» – поют и секунду, и в септиму, и в кварту, легко переходя от диссонанса к разрешению гармонии. Добавьте к этому головокружительно сложный ритм и необходимость особой дикции. Их выступление способно в корне поменять наше представление о хоровом искусстве: хор использует вскрики и восклицания, обрывки диалога и полнозвучные вибрирующие аккорды.
Одновременно старинное и постмодернистское, звучание этого хора напоминает нам о том, что человеческий голос – самый мощный и универсальный из когда-либо существовавших музыкальных инструментов. Поэтому каждый концертный номер программы принимался с восторгом. Публика встречала и провожала коллектив бурными аплодисментами.
Хочется надеяться, что выступления «Мистерии болгарских голосов» будут продолжаться из года в год, радуя ценителей хорового и фольклорного пения своим замечательным творчеством.
Бибигуль Алибекова,
аспирантка ДФ