Не стреляйте в пианиста!
№ 2 (4), февраль 1999
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он волей обстоятельств находится в изоляции от окружающей среды. В такие дни мир суживает свои рамки до размеров комнаты. Но и это уже не мало, если эта комната – в общежитии консерватории. И пусть зрительных впечатлений не хватает, зато со всех сторон тебя окружает музыка. Едва на улице забрезжит рассвет, как в репетитории тромбонист начинает играть гаммы, а за стенкой альтистка репетирует особо трудный пассаж.
Вся эта звуковая смесь только непривычному слушателю покажется скучной и лишенной смысла. Знающий же человек по таким повседневным «музыкальным разминкам» может оценить уровень исполнителя.
Вот уже давно я невольно наблюдаю за занятиями одного «феномена», живущего этажом выше. Слушая час за часом, день за днем экзерсисы этой, с позволения сказать, пианистки, я каждый раз поражаюсь ее несгибаемому упорству, которое заключается в том, что она ни за что не хочет хоть чуть-чуть «поработать головой». Видимо, суть занятий на фортепиано для нее означает только долбежку по принципу «чем громче, тем лучше». Непонятно, как музыкант, имеющий такую часть тела, как уши, может так отстукивать Четвертую балладу Шопена. А сколько же надо упрямства, чтобы целый год учить Этюд до-минор того же автора «методом суммирования», то есть постепенно прибавляя по одной ноте?! Самое печальное, что результат подобных тренировок («сильнее, громче, быстрее») мы потом слышим на концертах и конкурсах, удивляясь при этом: «Но ведь она так много занимается!» А как бы хотелось, чтобы наши молодые музыканты работали по совершенно иному принципу – «умнее, тоньше, красивее».
Станислава Щукова,
студентка IV курса