Клавесинный бал
№ 5 (112), май 2011
Истинное искусство – это таинство собрания, которое так давно забыто людьми. Именно оно и свершилось 5 марта в Рахманиновском зале. А поводом стал концерт клавесинной и камерной музыки эпохи барокко, организованный вдохновенным музыкантом и замечательным педагогом, доцентом консерватории Т. А. Зенаишвили.
Класс Татьяны Амирановны необычный. В нем студенты Историко-теоретического, Дирижерского и Фортепианного факультетов обучаются параллельно со своей специальностью. Но пестрая программа концерта показала, что подход к своему «хобби» у них самый что ни на есть профессиональный.
Первое отделение – «В итальянской манере» – открыло выступление опытной клавесинистки, аспирантки ИТФ Софьи Гандилян. Исполненная ею Седьмая токката из II книги токкат Джироламо Фрескобальди погрузила публику в атмосферу далекого XVII века. Изысканными украшениями концерта стали ансамблевые номера. Так, сопрано Варвара Чайкова спела под аккомпанемент Марии Одинцовой сложнейшую арию «Cosi me disprezzate» («Вы презираете меня») в непривычной для нас аутентичной манере без вибрато. Иного характера была Соната соль мажор для двух флейт и continuo И. С. Баха: виртуозное исполнение Ольги Дедюхиной и Жанны Тереховой в ансамбле с С. Гандилян привело публику в полный восторг. Концерт ре минор А. Марчелло в обработке И. С. Баха очень эмоционально сыграла Елена Лагутина. Под ее пальцами клавесин превратился в невероятно певучий инструмент, особенно в Adagio. Итальянский концерт фа мажор И. С. Баха прозвучал в великолепном исполнении Веры Алмазовой.
Во втором отделении – «Во французской манере» – в зале воцарилась атмосфера танцевальной помпезности. Звучали сюиты Л. и Ф. Куперена, А. Форкре и И. С. Баха. Одно из самых необычных исполнений было у Софьи Иглицкой, которая сыграла Прелюдию си минор из «Искусства игры на клавесине», Аллеманду «La Rafaele» и Жигу из Сюиты № 8 Ф. Куперена. Клавесин звучал волшебно: гулкие басы, мягкие высокие ноты, бархатный средний регистр! Возможно, такое невероятно чуткое отношение к звуку – следствие того, что Софья учится в консерватории по классу органа.
Завершило концерт ярчайшее выступление Елизаветы Ивановой, которая блистательно исполнила Французскую увертюру и II часть «Клавирных упражнений» И. С. Баха. Она смело нарушила черный дресскод концертантов и вышла в очаровательном платье подстать главному герою вечера – ярко-красному клавесину. Восторг переполнил не только всех слушателей, но и саму артистку, ослепительно улыбавшуюся со сцены.
Трехчасовой концерт прошел на одном дыхании. Все было настолько одухотворено, что слушатели невольно замирали перед тем как воздать должное артисту, оглушив его аплодисментами. Вот какой замечательный музыкальный вечер подарили Татьяна Амирановна и ее ученики! Этим балом правило истинное искусство.
Елена Ковалева,
студентка III курса ИТФ