Студенческая конференция: миф или реальность?
№ 5 (112), май 2011
Весна – время возрождения не только эмоциональных, духовных, но и интеллектуальных сил. Рядом с афишами концертов появляются приглашения обогатиться еще и знаниями. Научно-музыкальная конференция – событие специфическое в ряду исключительно творческих мероприятий, услаждающих ухо и эмоционально возвышающих. Особенность конференций состоит в известной замкнутости самих в себе – рассчитанные на профессиональный альянс, они вряд ли заинтересуют любителя музыки. Но даже в среде профессиональных музыкантов происходит дифференциация – как правило, события такого плана оказываются близки преимущественно музыковедам и дирижерам.
Конференции, связанные с определенной тематикой, знаменательной датой или юбилеем композитора (например, этот год проходит под эгидой юбилейных дат Прокофьева и Мясковского), направлены на обобщение, углубление, освещение новых данных. Объявленная заранее программа заманчиво обещает заинтересованным лицам расширить тезаурус, не прилагая усилий для чтения тонн литературы, и к тому же узнать о последних достижениях в музыкальной науке. И кажется, чтó может яснее приглашать к посещению, чем вывешенная на всеобщее обозрение афиша?! Ничего. Но вот парадокс: несмотря на доступность перечисленных благ, зачастую конференции представляют собой приятное событие лишь для самих докладчиков. В то время как студенты остаются к ним совершенно безучастны, хотя, казалось бы, они-то, будущие исследователи, – как раз очень желанная здесь публика.
Основное – отсутствие лишнего свободного часа в и без того загруженном расписании. К тому же конференции часто совпадают со временем занятий. Но причина кроется не только в этом. Здесь вырастает проблема образовательного порядка. Налицо явное упущение в воспитании, отсутствие профессиональной культуры и солидарности. А это своего рода наддисциплина, которая складывается из многих деталей и формируется, естественно, под влиянием авторитета педагогов.
Возможно, конференции могли бы выполнять прямую образовательную функцию, если бы косвенно «вплетались» проницательными педагогами в учебный процесс. Например, корпус учебных дисциплин музыковедов достаточно велик – и тематика той или иной конференции могла бы вписаться в одну из них. А оригинальная форма задания (зачета) по обоюдному желанию могла бы украсить жизнь студента посещением последней – вместо традиционного сидения в библиотеке.
Кроме того, заинтересовать студентов могло бы онлайн-общение на мастер-классах, творческих встречах с зарубежными исследователями. У музыковедов такая форма практикуется гораздо реже, чем у исполнителей или композиторов. Хотя, надо отдать должное организаторам, такие события случаются и вызывают всеобщую радость. Среди последних – ежегодные творческие встречи с мастером ренессансного пения И. Резником.
Как известно, «вкус приходит во время еды» – интерес студентов к большим научным конференциям может быть эффективно стимулирован конференциями студенческими. Они, к сожалению, в нашем учебном процессе событие исключительно редкое. Тогда как в других музыкальных вузах страны это явление традиционное. Межвузовская или всероссийская конференция – сильный импульс роста и возможность выступить в новом для себя качестве, сделать шаг к профессионализму, ощутить нужность своей работы уже во время учебы. Кроме того, дополнительное творческое самовыражение, особенно важное в музыкальном вузе. Наиболее актуально оно для музыковедов, концертная деятельность которых в отличие от исполнителей сильно ограничена. Ведь шанс представить плоды своей работы на суд маститых коллег, узнать их мнение – не это ли рождает энтузиазм и вдохновение, столь необходимые для дальнейшей работы?! Жаль, что в консерватории студенческие конференции пока не в почете… Но мы не перестанем надеяться, верить и ждать!
Ольга Зубова,
студентка III курса ИТФ