Раскрывая Чайковского
№ 5 (94), май 2009
Среди всех отечественных композиторов XIX столетия творчество П. И. Чайковского сохраняет, пожалуй, наибольшую привлекательность для зарубежных музыкантов: во всем мире постоянно возникают свежие оперно-театральные постановки, обновляются балетные версии, иначе трактуются симфонические сочинения русского классика.
Не случайно В. Юровский, организатор двухнедельного международного музыкального фестиваля «Revealing Tchaikovsky» («Раскрывая Чайковского»), сказал: «У меня нет желания играть музыку только по той причине, что она известна и принесет сборы. Мне кажется, что музыку нужно играть только тогда, когда в ней возникает внутренняя необходимость. В данном случае все произведения очень дороги моему сердцу и, по-моему, очень хорошо объединяются в концертную программу». В рамках этого фестиваля, прошедшего в столице Великобритании, состоялись гастроли Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Б. Г. Тевлина.
Сегодня Владимира Юровского повсеместно признают «самым известным из молодых и самым молодым среди известных дирижеров мира». 36-летний маэстро занимает пост главного приглашенного дирижера Лондонского филармонического оркестра. Он работает со множеством коллективов, в том числе с Российским национальным оркестром.
Раскрыть Чайковского – значит увидеть в его творчестве и черты общеевропейской культуры XIX века, и художественное своеобразие, повлиявшее на представителей мирового искусства в XX-XXI столетиях. Такова концепция лондонского фестиваля, а потому в его программе была и музыка европейских современников русского гения, и классика прошлого века. Был и музыкально-литературный вечер, на котором популярный британский актер Саймон Коллоу прочел фрагменты из писем Петра Чайковского, и даже мастер-классы «Оркестра эпохи Просвещения». Этот английский коллектив исполнил музыку Чайковского на инструментах, существовавших в ХIХ веке. Был также концерт под названием «Чайковский и Шекспир», где прозвучали сочинения «главного русского композитора», созданные по трагедиям «главного английского драматурга».
Наше пребывание в Лондоне было расписано по минутам: репетиции, концерты, экскурсии.
Первый концерт – одноактная опера Чайковского «Иоланта» – проходил в знаменитом «Royal Festival Hall». Солисты были подобраны очень органично: Татьяна Моногарова (Иоланта), Евгений Шаповалов (Водемон), Сергей Алексашкин (король Рене), Вячеслав Почапский (Ибн-Хакиа), Родион Погоссов (Роберт, герцог Бургундский), Максим Михайлов (Бертран), Александра Дурсенева (Марта). Лондонский филармонический оркестр под управлением В. Юровского замечательно справлялся со всеми задачами, которые ставил перед ним руководитель.
Второй концерт состоялся на следующий день в зале «Queen Elizabeth Hall». По своей акустике и компактности он как нельзя лучше подходил к исполняемой программе, так как целиком был посвящен духовной музыке Чайковского. Исполняли «Всенощное бдение» и «Литургию святого Иоанна Златоуста», а также отдельные духовные хоры. Английские слушатели были в восторге от исполнения – они долго не отпускали хор, и еще 10 минут мы пели «на бис» произведения Рахманинова – «Пантелей-целитель», «Богородице Дево, радуйся» и другие.
Все свободное от репетиций время было посвящено изучению лондонских достопримечательностей. Мы ознакомились с Вестминстерским аббатством, пофотографировали Биг Бэн, прокатились на колесе обозрения (удивительно, когда город оказывается перед тобой как на ладони!). Посетили Национальную галерею, где были выставлены работы знаменитых художников – Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Гойи, Тернра, Ван Гога… Посчастливилось попасть и в легендарный Ковент Гарден на балет «Манон» Массне.
Конечно, впечатлений от поездки в Лондон осталось море – и в профессиональном, и в человеческом плане! И все это – благодаря великой музыке Чайковского, которая продолжает нас радовать, объединяя людей разных вер и национальностей уже почти полтора столетия.
Бибигуль Алибекова,
аспирантка ДФ