Хормейстер… без хора?
№ 5 (94), май 2009
Можно ли представить себе пианиста без рояля, скрипача без скрипки, а духовика – без флейты например, или кларнета? Конечно, нет, скажете вы и будете правы на все сто. Между тем, профессия хорового дирижера сегодня представляет собой явное исключение из этого правила.
Еще лет 20 назад самодеятельные хоровые коллективы существовали почти при каждом «почтовом ящике», училище, институте, во всевозможных клубах, дворцах и домах культуры. Сейчас же ситуация резко изменилась: даже в столице (не говоря уже о провинциальных городах!) резко сократилось количество самодеятельных хоров. Они существуют вопреки всему – благодаря личному энтузиазму отдельных людей, преданных хоровому искусству. Но как же быть молодому хормейстеру, лишь только вступающему на нужную стезю? Ведь без навыков работы с хором – инструментом дирижера – настоящий профессионализм может и не сформироваться.
По традиции, существующей именно в нашей консерватории, студенты I-IV курсов весь февраль посвящают практической работе с хором, состоящим из сокурсников. Неудивительно, что каждый курсовой хор представляет собой уже сложившийся концертный коллектив со своим широким и разнообразным репертуаром. В этом году последний концерт нашего курсового хора по инициативе доц. А. М. Рудневского прошел в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Стоит ли говорить о том, что в неформальной обстановке Итальянского дворика ребята раскрепостились и чувствовали себя более непринужденно – уже не студентами, а настоящими артистами! К тому же у нас впервые появилась счастливая возможность улучшить исполнение и исправить ряд ошибок, допущенных неделей раньше на отчетном концерте в Рахманиновском зале.
В марте и апреле мы продолжили практику в других коллективах: студенты II курса продирижировали детскими хорами, а мы, третьекурсники, показали свои навыки в профессиональных составах – «Мастерах хорового пения» проф. Л. З. Конторовича и Ансамбле Внутренних войск МВД РФ проф. В. П. Елисеева. Переход от работы с курсовым хором к управлению маститыми коллективами очень важен для становления молодого дирижера. Если «свои», как правило, относятся к твоим ошибкам более терпеливо, то любой промах, допущенный по отношению к опытным музыкантам, может вызвать серьезные осложнения. Одно неверное слово – и все обернется против тебя. «Споют или не споют, сыграют или не сыграют?» – такие мысли часто посещали нас во время репетиций.
Наша практика в Ансамбле МВД была особенной: уникальность ее заключалась не только в работе с мощным мужским хором, но и в возможности соприкоснуться с живым звучанием оркестра. С первого занятия нужно знать произведение наизусть – иначе просто утонешь, растеряешься от совсем не знакомых ощущений. Каждая репетиция была подобна экзамену – не только дирижирования, но и практики музыкантского слышания и общения. Однако когда понимаешь, что с каждой репетицией можешь сделать лучше, появляется огромный стимул для собственного развития и творчества.
Не скрою, порой приходилось сомневаться в правильности своей позиции: казалось, ты навязываешь артистам хора свою трактовку, непривычную для их слуха и противоречащую сложившимся канонам. С другой стороны, было приятно, когда после концерта В. П. Елисеев сказал, что многие произведения он услышал по-новому. И, как выяснилось, успех зависит не от заученных жестов и природной моторики, а от мобильности и координации: ведь оркестранты могут сесть совсем не так, как было запланировано (так и случилось на генеральной репетиции и самом концерте в связи с неожиданным переносом его из Рахманиновского зала в родные стены Культурного центра ВВ МВД РФ).
Жаль, что практика закончилась так быстро… когда уже появилась уверенность в своих силах. Впереди – дипломные выступления студентов-выпускников с факультетским хором на сцене Большого зала консерватории – самые сложные испытания, венчающие весь учебный процесс. И хочется надеяться на то, что не только в процессе учебы, но и в дальнейшем, уже по окончании консерватории, мы, дирижеры, не останемся без своего инструмента.
Анастасия Двухименная,
студентка III курса ДФ